Руководители «Дождя» не планируют закрывать телеканал, рассказали во вторник генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева и главный инвестор канала Александр Винокуров. Массовый отказ крупнейших операторов от сотрудничества с «Дождем» мог спровоцировать закрытие канала. В результате телеканал потерял около 85% охвата аудитории.
В качестве альтернативного способа работы с операторами Винокуров предложил им доступ к частоте «Дождя» на бесплатной основе. Синдеева пообещала, что телеканал будет вести с операторами переговоры до тех пор, пока они не согласятся на такие условия.
До этого «Дождь» в течение недели под разными предлогами исключили из пакетов вещания «Эр-Телеком» (сеть «Дом.ру»), «Акадо», «НТВ-Плюс», «Ростелеком» (бренды OnLime и «Твое ТВ»), «Билайн ТВ», МТС и «Континент ТВ». Всего у «Дождя» 273 договора с кабельными операторами. Из них 252 продолжают вещать. Но проблема в том, что «Дождь» отключили крупнейшие телеканалы, пояснил на конференции Винокуров.
Самым драматичным стало отключение канала от «Триколор ТВ». Если бы оператор не расторг контракт с телеканалом, «Дождь» мог бы продолжить работу в прежнем режиме, говорит Винокуров.
Формальным поводом для массового отказа операторов в сотрудничестве c «Дождем» послужил опрос, проведенный 26 января в эфире и на сайте телеканала, приуроченный к 70-летию снятия блокады Ленинграда. Зрителям предложили ответить на вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» Опрос вызвал широкое негодование как со стороны общественности, так и со стороны чиновников и партнеров «Дождя».
По словам Синдеевой, опрос продолжался всего 12 минут — решение о том, что нужно снять опрос, было принято быстро. Впоследствии телеканалу пришлось принести извинения перед зрителями, и, чтобы реабилитироваться в глазах общественности, «Дождь» провел телемарафон на тему любви к родине. Но, видимо, эти меры не помогли телеканалу восстановить репутацию.
На операторов было оказано давление, полагают руководители «Дождя». Среди причин, вызвавших недовольство, Винокуров назвал публикации блогера Алексея Навального о дачах членов «Единой России».
«Просто искали повод. В какой-то момент пытались давить на фотографию Доку Умарова, затем развивали историю с моим бывшим бизнесом. На самом деле ТК «Дождь» закрыли. Все государственные СМИ заявили, что не надо канал закрывать, но другой рукой на самом деле закрыли», — говорит Винокуров.
Часть операторов заявляла, что расторгла контракт с «Дождем» по экономическим причинам, другая часть — из-за «испорченной опросом» репутации канала. Представитель «Ростелекома» сообщил Винокурову еще в ходе конференции, что оператор готов возобновить сотрудничество с «Дождем» на бесплатной основе, если канал восстановит свою репутацию. «Ростелеком» уточняет, что расторгнул договор не по экономическим причинам.
В МТС «Газете.Ru» сообщили, что готовы изучить вопрос включения телеканала «Дождь», исходя из анализа рейтинга телеканала, объема транслируемой каналом рекламы и существующего предложения новостных каналов для абонентов в сети МТС. Оператор отказался от сотрудничества с «Дождем» после того, как он перешел на платную модель подписки.
Представители Национальной спутниковой компании (бренд «Триколор ТВ»), «Акадо», «ЭР-Телеком», «Вымпелком» и «Мегафон» отказались комментировать предложение «Дождя». Пресс-служба «Акадо» уточнила, что компания может быть готова дать комментарии завтра. Получить комментарий представителей «НТВ-Плюс» корреспонденту «Газеты.Ru» не удалось.
По политическим причинам или репутационным, но операторы отказались работать с «Дождем», их решение поставило под вопрос финансовое состояние телеканала.
Сейчас «Дождь» убыточный, но через два года он мог бы выйти на самоокупаемость, говорит Винокуров. По данным СПАРК, чистый убыток телеканала «Дождь» в 2012 году сократился в полтора раза и составил 124,38 млн руб. (209,5 млн руб. по итогам 2011 года). При этом выручка телеканала в минувшем году возросла до 285,58 млн руб. (в 2011 году — 77 млн руб.).
О финансовых проблемах телеканала «Дождь» Винокуров заявлял еще в 2013 году. Для того чтобы увеличить доходы, телеканал перешел на платную модель финансирования по аналогии с телеканалами CNN, Fox News, MSNBC. Эта модель предполагает, что оператор должен выплачивать определенную сумму в месяц за каждого абонента, имеющего возможность смотреть канал в соответствующих пакетах, а остальную часть прибыли телеканал получает за счет рекламодателей. Также в 2013 году телеканал ввел платную подписку, ограничив доступ к прямым трансляциям только для подписанных пользователей.
Однако в случае с «Дождем» подобное финансирование имеет немного другую структуру — только 25% всех доходов телеканал смог бы заработать с помощью продажи контента операторам. Отключение от сети крупнейших операторов лишило телеканал возможности получить эти средства. В качестве еще одного из возможных вариантов решения проблемы он рассматривал слияние телеканала с другим активом инвестора — интернет-изданием Slon.ru. После объединения активов Винокуров рассчитывал либо продать долю в объединенной компании, либо провести IPO на Московской бирже. Но найти инвесторов оказалось слишком сложно. «Газете.Ru» Винокуров рассказывал, что интерес к активам проявлялся регулярно, только договориться с потенциальными покупателями не удавалось, а выход на биржу мог привлечь дополнительные сложности — публичных размещений СМИ не было с 2008 года, а инвесторы, как правило, очень чувствительно относятся к контенту СМИ, котирующихся на бирже.
Винокуров рассматривал возможность проведения IPO до последнего момента. Но события, связанные с отказом операторов работать, вынудили изменить планы, сказал Винокуров «Газете.Ru». «Мы готовили бизнес-план, который можно было бы показать инвесторам — либо частным инвесторам, либо большой группе инвесторов. Никакого специального решения по этому поводу не было. Но то, что нам нужны были инвестиции для того, чтобы сделать апгрейд студии, было очевидно, — говорит он. — Мы находимся в ситуации некоторой определенности по поводу того, сколько времени мы сможем находиться на «Красном Октябре». Сейчас мы продлеваем договор аренды на три года».
В конце 2012 года «Дождь» также принимал участие в конкурсе на второй мультиплекс (бесплатный пакет цифровых ТВ-каналов), однако не смог его пройти. Фактически тогда телеканалу не хватило всего одного голоса. Участие во втором мультиплексе могло бы помочь телеканалу значительно увеличить аудиторию. В конце 2011 года бизнесмен Михаил Прохоров вел переговоры о покупке «Дождя» и других активов Винокурова: журнала «Большой город» и Slon.Ru. Но договориться о продаже доли владельцу холдинга РБК не удалось — Синдеева отклонила данное предложение. Если бы тогда слияние состоялось, возможно, телеканал сейчас не столкнулся бы с подобными проблемами.
Во время пресс-конференции Винокуров сообщил о том, что в 2012 году интересовался покупкой один из холдингов бизнесмена Алишера Усманова, но в переговоры компании не вступили, ограничившись встречей.
«Дождю» придется очень тяжело. В его дальнейшей судьбе слишком много неопределенностей, говорит генеральный директор TNS Gallup Media Руслан Тагиев.
«В случае если операторы согласятся на условия «Дождя» и будут работать с ним бесплатно, телеканал сможет получать доходы от рекламы на прежнем уровне, — прогнозирует Тагиев. — Второй вариант развития событий более негативный: если операторы отказывают в возобновлении сотрудничества с «Дождем» даже на бесплатной основе, то сокращение охвата компании может привести к значительному сокращению и рекламных средств».