Заседание Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии, состоявшееся в среду, завершилось предсказуемым результатом. Белоруссия выбила из России очередной кредит. О предоставлении кредита объявил по итогам Госсовета президент Владимир Путин. Правда, авторство кредита переадресовал правительству, воспользовавшись тем, что в заседании Госсовета участвовали премьер Дмитрий Медведев и его первый заместитель Игорь Шувалов.
«В ходе сегодняшней встречи правительство РФ приняло решение оказать содействие нашим коллегам в связи с тем, что происходит на мировых рынках, и предоставить Республике Беларусь в 2014 году дополнительные заемные средства в объеме до 2 млрд долларов», — заявил Путин.
Выделение кредита Белоруссии стало едва ли не единственным ощутимым итогом Госсовета, продолжавшегося 2,5 часа за закрытыми дверями. Неудивительно, что Лукашенко, выступивший в ответ с благодарственной речью, употребил все свое красноречие.
«Мы самые близкие народы, самые близкие государства в мире. Ближе нет. Может быть, к сожалению. Для нас — в радость!» — растрогался президент Белоруссии.
Сначала он поблагодарил Владимира Путина за приглашение побывать на олимпийской стройке. Тему для благодарности Лукашенко выбрал с безукоризненной точностью. Зимняя олимпиада считается личным проектом Путина. Лукашенко поделился впечатлениями от осмотра спортивных объектов, которые в Красной Поляне построили белорусы: «Они функционируют, они полностью заняты. Это будут наши объекты впредь и наша земля на российской территории», — отметил белорусский лидер.
По словам Лукашенко, Путин создал и для россиян, и для белорусов «прекрасный курорт мирового уровня, где приятно отдохнуть будет и летом, и зимой». Он добавил, что был в Красной Поляне еще в юном возрасте и был поражен изменениями, которые там произошли.
Оценивая кредитную линию, Лукашенко также не поскупился на похвалу, но дал понять, что кредит выгоден самой России. «И правительство России, и президент, тем более, России, которые умеют хорошо считать деньги, просто так ничего не делают», — подчеркнул президент Белоруссии. Заемные средства косвенно послужат развитию и экономики России, уверен Лукашенко.
«Наши предприятия, наша экономика потребляют от 60 до 70% ресурсов и комплектующих предприятий Российской Федерации, где работают примерно 10 млн россиян.
Поэтому я вас заверяю, что та поддержка, которую вы оказали сегодня Белоруссии, — это, кстати, поддержка для поддержания обменного курса, в том числе и, естественно, через это и экономики нашей страны — не будет просто так проедена, как это часто говорят», — заверил Лукашенко.
По данным Нацбанка Белоруссии, на поддержание курса белорусского рубля с января по ноябрь этого года потрачено почти $2,6 млрд. В последние несколько месяцев белорусский рубль дешевеет на 1,7% в месяц. Сегодняшний курс — 9480 белорусских рублей за доллар. Курс в начале года — около 8000 бел. рублей за доллар.
Лукашенко отметил, что Россия и Белоруссия в преддверии 2014 года решили все имеющиеся вопросы, и просьб у Минска к Москве больше нет. «Сегодня можно с уверенностью сказать, что не осталось ни одного вопроса, который мы могли бы поставить перед нашими россиянами, или просьбы, с которыми мы могли обратиться к вам. Мы сегодня решили все вопросы в канун Нового года», — заключил Лукашенко.
Кредит, который получил Лукашенко в канун Нового года, не первый, предоставляемый Кремлем для братской Белоруссии. Антикризисный фонд ЕврАзЭС (наполняется преимущественно российским взносом) еще в 2010 году одобрил кредит для Белоруссии на $3 млрд — траншами в течение 2011–2013 годов, из них $880 млн Белоруссии причитается в текущем году.
В 2009–2010 годы власти Белоруссии получили пять траншей кредита от МВФ по программе stand-by в размере $3,46 млрд. Последний из траншей в $670 млн был перечислен в конце марта 2010 года.
В обозримой перспективе МВФ не планирует кредитовать Минск из-за отсутствия реформ, направленных на улучшение платежного баланса, снижения внешнего долга и роста экономики. По прогнозу, рост ВВП Белоруссии в этом году не превысит 1,1%. В этом году Лукашенко рассчитывал получить кредит от китайских властей, но пока решения нет, и будет ли — неизвестно.
Между тем деньги срочно нужны Белоруссии не только для поддержания обменного курса нацвалюты, но и для покрытия внешнего долга. По заявлениям минфина Белоруссии, в 2014 году планируется размещение евробондов. Сейчас внешний долг республики составляет $3,2 млрд.
Правительство Белоруссии принимает экстраординарные меры для изыскания средств и на внутреннем рынке. По слухам, Минск готовится ввести налог на безработных в размере 20 базовых величин (примерно $284).
«Оценить объемы субсидирования Россией белорусской экономики крайне сложно, поскольку здесь задействовано множество разных каналов», – говорит доцент кафедры экономики и управления бизнесом Государственного института управления и социальных технологий Белоруссии Вадим Абрамович. Договоренности о кредитах дополняются другими источниками.
Например, в разгар финансового кризиса в Белоруссии в 2011 году «Газпром» выкупил белорусскую долю в «Белтрансгазе» – это $2,5 млрд в бюджет страны.
Примерно тогда же Сбербанк купил белорусский государственный БПС-банк за $281 млн — это примерно равно сумме годовых расходов на спецслужбы Белоруссии, отмечает Абрамович. По экспертным оценкам, размер субсидий, получаемых Белоруссией от России, – от $7 млрд до $12 млрд ежегодно.
Кроме прямых заимствований, получаемых от России, Белоруссия пользуется льготными режимами покупки энергоресурсов. Ежегодно Белоруссия импортирует около 22,5 млрд кубометров российского газа. В 2012 году цена составляла $165,6 за 1 тыс. кубометров, в уходящем году — $163, в следующем Минск намерен закупать газ по $171 за 1 тыс. кубов, как говорил в ноябре замминистра экономики Белоруссии Александр Ярошенко.
Для сравнения, средняя цена российского газа для Украины, с которой у России нет «братских уз», в 2012 году составляла $425 за 1 тыс. кубов, в 2013 году — $410, а в 2014 году Украина будет получать его по $268. Причем эта цена предполагает скидку в 30% за переориентацию от Евросоюза на Евразийский союз.
Россия предоставляет Белоруссии преференции и по нефти. Ярошенко говорил, что в 2014 году Минск планирует закупать российскую нефть по $391 за тонну. Это означает $53,56 за баррель, в то время как мировая цена барреля составляет на сегодняшний день около $112.
В первом полугодии 2014 года Россия должна поставить Белоруссии 11,5 млн тонн нефти (баланс поставок российской нефти на белорусские НПЗ на второе полугодие пока не подписан). Таким образом Белоруссия сэкономит около $460 млн.
«Фактически Россия продает Белоруссии нефть по внутрироссийской цене, без учета экспортной пошлины (около $400 за тонну), — комментирует аналитик ИК «Велес-Капитал» Василий Танурков. — Это и есть конкретная плата за интеграцию, так как в Таможенном союзе пошлины не применяются».
Однозначно оценить адекватность финансовой составляющей интеграционных усилий, предпринимаемых Россией на постсоветском пространстве, затруднительно, отмечают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».
«С одной стороны, интеграция нам очень дорого обходится. С другой стороны, быть вместе выгоднее и разумнее, чем по отдельности. Хотя безусловно России при нынешней экономической ситуации свои имперские амбиции нужно поумерить», — говорит Виталий Цветков, руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа».
По словам Цветкова, и Европейский союз, и Евразийский – это не в последнюю очередь политические, имиджевые объединения, на содержание и поддержание которых не скупятся. «Германия с Францией тоже могли бы сбросить «балласт» в виде неблагополучных стран юга Европы, но пока есть малейшая возможность, они этого не сделают», — говорит эксперт.
По мнению Владимира Жарихина, заместителя директора Института стран СНГ, Россия выделяет средства Белоруссии и Украине (на этой неделе ей одобрен кредит на $15 млрд) за то, что власти этих стран с помощью российских денег стабилизируют политическую обстановку, снимают возможность политического взрыва, который может быть вызван низким уровнем жизни. «Между Россией и Украиной, между Россией и Белоруссией фактически нет границ, одни разлинованные столбики стоят. Если у них там рванет, если гуманитарная катастрофа, белорусы и украинцы побегут в Россию», — прогнозирует Жарихин.
Эксперт уточняет, что Россия все-таки не субсидирует Белоруссию или Украину, а выделяет им кредиты, которые придется отдавать. «Почему-то если в бизнесе вкладываются средства в перспективный долгосрочный проект, это считается хорошим делом, то в политике выделение кредита соседней стране приравнивается к банальной раздаче бабла?» — недоумевает Жарихин.
Когда один из глобальных банков оказывает российскому Минэкономразвития услуги по привлечению зарубежных инвесторов за символические $500 тыс., это называется «клиенто-ориентированным подходом», отмечает Цветков. Так и с Белоруссией и с Украиной и другими странами, стремящимися в Евразийский союз или привлекаемых в союз. На имиджевых политических услугах — раздача кредитов – зарабатывать не стоит, прибыль получают совсем от другого.
«И Лукашенко этим успешно пользуется. Он выбивает из России финансы и ресурсы, а свои обязательства выполняет выборочно», — говорит руководитель «Либерального клуба» Евгений Прейгерман. — В последние годы Кремль пытается снизить поле для маневра Лукашенко, ужесточая условия предоставления ресурсов, например, вводя вместо годового поквартальное согласование объемов поставки российской нефти».