Объединенная компания «Русал» – крупнейший в мире производитель алюминия – в понедельник подала иск в Высокий суд Великобритании, подтвердил «Газете.Ru» официальный представитель компании. Ответчиком выступает Лондонская биржа металлов (LME) — ведущая мировая площадка по торговле цветными металлами. Алюминиевый гигант недоволен новым порядком работы биржи.
В начале ноября совет директоров LME утвердил правила работы официальных складов биржи, согласно которым с 1 апреля 2014 года отгрузка со складов должна увеличиваться на 50%, если очередь на получение товара со склада составляет более 50 дней.
Пока товары с биржи можно получить не ранее чем через три месяца, а среднее время ожидания в очереди превышает 18 месяцев. Ранее потребители алюминия указывали, что не могли в короткие сроки получить свой товар и терпели убытки, несмотря на то что на складах хранилось около 6 млн тонн металла. «Многие компании — потребители алюминия подали иски – в Великобритании, в США, в ряде других стран — о том, что производители и трейдеры искусственно завышают цену, создавая искусственный дефицит, заставляя их платить дополнительную премию за быструю поставку», — рассказывает аналитик «Ренессанс Капитала» Борис Красноженов. Представители Лондонской биржи металлов указывали, что совет директоров провел около 70 консультаций с клиентами, а также изучил 30 отчетов о новых правилах работы LME.
Однако, по мнению производителей алюминия, новые правила не учитывают их интересы. Крупный производитель алюминия — компания Alcoa — называла изменения, проводимые биржей, «близорукими и ошибочными», а также призывала регуляторов – британское Управление по деловой этике в финсекторе и американскую Комиссию по торговле товарными фьючерсами – вмешаться. Гендиректор и совладелец «Русал» Олег Дерипаска характеризовал предложения биржи как «недоработанные» и не подкрепленные «соответствующей биржевой информацией».
Действительно, новые правила могут сильно сократить премии к биржевым ценам. Эти дополнительные наценки платят те покупатели, которые хотят получить заказанный товар в кратчайшие сроки. Они довольно значительны — около 15%, то есть примерно $250–270 (премия варьируется в зависимости от рынка — японский это или американский) за тонну, говорит Красноженов. «Данная премия позволяла выживать многим производителям в условиях низких цен. Если премия исчезнет, например, может встать вопрос о рентабельности самой компании «Русал», — добавляет эксперт.
Теперь же спор вступил в юридическую плоскость. «Во-первых, в ходе консультаций, организованных LME и предшествовавших принятию решения, были допущены серьезные процедурные нарушения», — указывает источник «Газеты.Ru», близкий к «Русалу».
Решение Лондонской биржи металлов было фактически принято до начала консультационной процедуры; в рамках консультационной процедуры биржа не раскрыла базовые данные и материалы, на основании которых было принято обсуждаемое решение; LME не провела анализ рисков и анализ затрат и результатов в отношении возможных последствий изменения правил; она руководствовалась собственными финансовыми интересами, отвергнув альтернативные меры; а также не предоставила информацию о том, что рассматривается дальнейшее снижение порога очереди на складах с первоначально предложенных 100 дней до 50 дней. «Таким образом, биржа не получила никаких комментариев от участников консультационного процесса и не осуществила отдельный анализ возможных последствий этого изменения правил», — рассказывает собеседник «Газеты.Ru».
«Во-вторых, биржей не был проведен достаточный анализ, а также не было принято рациональное и взвешенное решение. LME признала, что изменения в правилах могут оказать негативное влияние на цену алюминия, которая уже находится на низкой отметке, тем самым усугубляя положение производителей алюминия. В-третьих, решение LME нарушает права «Русала» в соответствии со статьей 1 Протокола №1 Европейской конвенции по правам человека. Конвенция по правам человека дает каждому лицу право на мирное пользование своим имуществом. Экономические интересы и деловая репутация, связанные с бизнесом, подпадают под определение имущества», — перечисляет источник.
«В своих решениях Высокий суд Великобритании практически неизменно вставал на сторону биржи. Принимая во внимание, что Англия является страной прецедентного права, суд наиболее вероятно разрешит спор в пользу биржи. Тем более что аргумент о нарушении правилами биржи прав человека был в одном подобном прецеденте отвергнут, а «Русал», подписав договор с биржей, признал для себя ее правила обязательными», — говорит помощник адвоката юридической компании «Хренов и партнеры» Александр Костин.
«Я не думаю, что английский суд пойдет на поводу у «Русала». Таким образом, Лондонская биржа металлов все-таки с 1 апреля следующего года введет новые правила, — размышляет Красноженов. — Это приведет к снижению премий — по разным оценкам, до $100–200 за тонну, что снизит денежные потоки производителей алюминия». Однако «Русал» не самая неэффективная компания. В долгосрочной перспективе снижение премий вытолкнет с рынка неэффективных, и поэтому подтянутся вверх биржевые цены на алюминий, полагает аналитик. Однако «премии могут начать снижаться раньше, чем цена на LME начнет расти. Разрыв во времени межу началом снижения премий и началом роста цены может составить от 18 месяцев и до трех лет», — полагает источник, близкий к алюминиевому гиганту.
Однако в это время производителей может поддержать запрет, вводимый Индонезией, на экспорт бокситов. «Если он будет принят, то это ударит прежде всего по китайским алюминиевым мощностям — около 27 млн тонн – и поднимет цены на бокситы, что в свою очередь поддержит цены на алюминий», — говорит Красноженов. Цена алюминия на LME во вторник составляла $1756 за тонну, год назад — 24 декабря — она составляла $2078,75. Таким образом, падение цены за год составило 15,5%. В 2014 году инвестиционные аналитики предвещают слабый рост цен. Barclays прогнозирует цену в $1838 за тонну металла, а JP Morgan — $1844 за тонну.