В провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая будет создана крупная логистическая база для доставки китайских товаров, заказанных по интернету, сообщает агентство «Синьхуа» со ссылкой на местные власти. Логистический комплекс будет располагаться в приграничном городе Суйфэньхэ, находящемся вблизи российско-китайской границы.
Новый центр позволит в полтора-два раза ускорить доставку товаров в Россию из КНР. Сейчас средний срок доставки товаров российскому покупателю составляет 30–40 дней.
Проект создания базы под названием «Китайско-российский облачный склад» начнет осуществляться в 2014 году. Логистический комплекс, состоящий из офисного здания, сортировочного центра и складских помещений, будет занимать площадь 25 тыс. кв. м, а стоимость проекта оценивается в 115 млн юаней ($19 млн).
Руководство провинции Хэйлунцзян отмечает, что работа логистического центра будет ориентирована в первую очередь на дальневосточные районы России. «С помощью технологий облачных вычислений и системы она будет координировать действия всех звеньев электронной торговли — от производителей, поставщиков, операторов сортирования и логистики до банковских учреждений, чтобы более быстро и удобно выполнять доставку товаров клиентам интернет-шопинга», — отмечает газета ЦК Коммунистической партии Китая «Жэньминь Жибао».
Выбор Суйфэньхэ для строительства нового логистического центра неслучаен, отмечают эксперты. С конца 1980-х годов Суйфэньхэ стал одним из региональных проектов КНР, направленных на развитие приграничной торговли с российским Дальним Востоком. За последнее десятилетие власти Суйфэньхэ предприняли ряд шагов, направленных на расширение торговли с Россией, в частности, с начала декабря 2013 года гражданам России разрешено въезжать в Суйфэньхэ и оставаться там до 15 дней без оформления въездных виз. Кроме того, правительство Китая учредило в Суйфэньхэ первую в Китае экспериментальную зону, где разрешено свободное использование российского рубля в качестве платежного средства.
Новый логистический центр станет еще одним звеном в цепочке доставки грузов, купленных россиянами через китайские интернет-магазины. В последние годы трансграничная интернет-торговля между Китаем и Россией развивается бурными темпами.
Согласно официальным статистическим данным КНР, в настоящее время через интернет-площадки из Китая в Россию ежедневно отправляются товары на сумму не менее $4 млн.
По данным Почтовой службы России, в 2012 году на долю пересылаемых товаров из Китая в РФ в международных почтовых отправлениях РФ пришлось 17%, тогда как годом ранее этот показатель составлял 8%. «По предварительным оценкам, в 2013 году объем доставленных с зарубежных интернет-площадок товаров составит €1,5 млрд», — говорит «Газете.Ru» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Сейчас на российском рынке два крупнейших игрока — американский eBay и китайский AliExpress. Вместе они занимают около 80% рынка. «В прошлом году eBay отправил в Россию около 9,5 млн посылок на общую сумму $400 млн. AliExpress отправил в Россию 9 млн посылок на общую сумму $240 млн. В этом году сервисы AliExpress увеличат свои показатели на 70–80%», — подсчитывает Иванов.
Наибольшее количество коммерческих сайтов Китая посвящены торговле одеждой, обувью, текстилем и другими товарами, пользующимися массовым спросом. На втором месте по популярности — цифровая техника. Один из самых популярных интернет-магазинов — AliExpress, продающий товары в розницу и мелким оптом. Магазин входит в группу компаний Alibaba Group, обладающую собственной электронной платежной системой (Alipay, которая также используется для расчетов и в дочерней структуре — Taobao.com), программным обеспечением для управления предприятием, а также отсортированными по регионам и отраслям базами данных товаров и предприятий.
Эксперты не исключают, что китайские магазины могут вскоре обогнать у российских клиентов по популярности американские . «У китайских интернет-компаний еще есть резервы роста на российском рынке. Средняя покупка в китайском интернет-магазине составляет всего $24. Китайские интернет-площадки в будущем продолжат привлекать клиентов, ищущих товар по очень низким ценам, а также покупателей, ищущих технологические «диковинки», — объясняет «Газете.Ru» Иванов.