Программа стимулирования экономики США со стороны ФРС может в ближайшее время измениться, заявил в интервью CNBC глава Федерального резервного банка Далласа Ричард Фишер. «Наше вмешательство повлияло на рынки, но нужно понимать, что эта программа не может продолжаться вечно», — сказал Фишер в Мельбурне. По его словам, баланс Федеральной резервной системы достиг $4 трлн, «и есть пределы того, что ФРС может сделать». «Наш баланс стал раздутым, и в какой-то момент нам придется уменьшить объемы покупки», — заявил он.
Стимулирование экономики через программу количественного смягчения (QE) в США началось в марте 2009 года. Чтобы сдержать набирающий силу банковский кризис, ФРС начала скупать облигации. «По сути, количественное смягчение — выкуп облигаций, под которые печатаются дополнительные деньги. И впрыскивание этих денег, как считается, способствует оживлению экономики», — объясняет профессор факультета экономики и мировой политики ВШЭ Виктор Супян. Таким образом, через расчистку банковских балансов, государство рассчитывало стимулировать кредитование реального сектора, который, в свою очередь, должен был создать новые рабочие места.
ФРС уже трижды пыталась оживить экономику таким образом.
«Говорят, когда первый раз принимали программу количественного смягчения, глава ФРС Бен Бернанке плохо спал по ночам, опасаясь включать печатный станок, однако сейчас, когда уже начала действовать третья программа и ничего ужасного не произошло, он, видимо, лучше спит», —
говорит американский и российский экономист, бизнес-аналитик Леонид Вальдман.
Стоимость первой программы количественного смягчения составила $1,7 трлн. Программа QE-2 была запущена в ноябре 2010 года и стоила уже $0,6 трлн. С некоторым перерывом ФРС решилась и на запуск третьей программы. Последняя и действующая сейчас программа QE-3 началась в сентябре 2012 года и подразумевала выкуп ипотечных ценных бумаг в объеме до $85 млрд в месяц. Всего же на три программы экономики США было запланировано примерно $3,5 трлн.
«Именно эти программы позволили избежать серьезных потрясений, восстановить стабильность на финансовых рынках», — говорит обозреватель журнала «Эксперт», специалист по мировой экономике Павел Быков. Так, в результате QE-1 американский фондовый рынок вырос на 50%, вторая программа дала рост американских фондовых индексов на 25%, отмечает аналитик финансовой компании Aforex Артем Деев. После того как в сентябре 2012 года Федрезерв объявил о запуске третьего раунда количественного смягчения, фондовые рынки развитых экономик переполнял оптимизм. Индекс S&P 500 вырос на 21%, а MSCI World — на 20%, вспоминает Мадс Койфойд, глава отдела макроэкономической стратегии Saxo Bank.
При этом реальному восстановлению экономики программы количественного смягчения способствовали слабо. По словам Леонида Вальдмана, в результате QE-2 экономика США выросла всего на 0,44%. Также США удалось немного снизить безработицу. Если в начале года она была 7,6%, то сейчас — 7,2%. Но до заявленной цели правительства — 6,5% — еще далеко, констатируют эксперты.
Считается, что снижение безработицы до этого уровня позволило бы остановить программу количественного смягчения, отмечает Виктор Супян.
Впрочем, в целом эксперты называют влияние программ на реальную американскую экономику весьма ограниченным. Это следует из отчетов компаний, констатирует заместитель начальника управления по брокерским операциям банка «Стройкредит» Андрей Мишаков.
«В целом можно сказать, что не наблюдалось ни высоких темпов роста ВВП, ни существенного роста благосостояния потребителей. Деньги ушли не по назначению, однако раздули очевидный пузырь на рынке облигаций», —
комментирует результаты программ аналитик по международным рынкам компании БКС Валентин Журба.
При этом программы поселили страх на рынке: весь мир сейчас боится того, что этот пузырь сдуют. Едва ФРС недавно намекнула на сворачивание программы количественного смягчения, посыпались рынки. В начале августа индекс Dow Jones показал очередной максимум 15 658 пунктов, однако из-за опасений отмены программы количественного смягчения упал на 10%, до уровня 14 833 пункта, отмечает Ирина Ступакова, аналитик УК «Солид Менеджмент». За Америкой волна снижения прокатилась и по рынкам других стран. «И это только начало, которое заставляет задуматься над тем, что будет, когда реально откажутся от этой программы», — говорит Леонид Вальдман.
Так что, по словам Павла Быкова, в ближайшее время отказаться от программы количественного смягчения едва ли возможно. «В реальности экономическая ситуация совсем не такая радужная, как хотелось бы. Очень показательно решение ЕЦБ на прошлой неделе снизить базовую процентную ставку до рекордно низкой отметки. Это сделано не от хорошей жизни, потому что рецессия в мировой экономике продолжается. То же самое и в США, так что ко всем заявлениям официальных лиц стоит относиться осторожно. Пока выход из рецессии в ближайшее время не предвидится, как и отказ от этой программы», — говорит он.
Если бы вдруг эту программу свернули, для рынка это было бы серьезное потрясение, оценить которое очень сложно, считает эксперт. Через какое-то время мог бы произойти ряд банкротств самых влиятельных финансовых институтов,
предполагает Павел Быков. С учетом того, что снижение процентных ставок в целях стимулирования экономики в США ниже нуля технически невозможно, сейчас отказ от QE мог бы привести к затяжной рецессии, аналогичной Великой депрессии, полагает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.
«Слезать с этого наркотика будет невероятно трудно, — комментирует Валентин Журба. — И нельзя исключать, что в течение ближайших лет мы станем свидетелями крушения самой крупной в истории человечества финансовой пирамиды, поскольку никто не знает точного рецепта выхода из этой ситуации», —
добавляет он.
Впрочем, часть аналитиков считают, что, хотя свернуть полностью программу ФРС не решится, однако она будет это делать постепенно. Пока полностью не свернет, чтобы, возможно, начать новую программу. «ФРС, скорее всего, начнет сокращать объемы ежемесячных вливаний в экономику маленькими частями, чтобы оценить реакцию рынков. Но первая реакция будет, скорее всего, негативной, что приведет к укреплению доллара и выходу инвесторов из рисковых активов, росту доходностей облигаций», — говорит управляющий директор отдела брокерского обслуживания Concern General Invest Меружан Дадалян.
Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, первое сокращение ежемесячных покупок (с $85 млрд до $80 млрд) должно было произойти еще в сентябре. Соответственно, на рынке есть вполне четкое понимание того, что подобное решение рано или поздно будет принято, говорит, в свою очередь, руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев. Однако когда это решение может быть принято, не знает никто, включая Жаннет Йелен, которая считается мягким финансистом и сторонницей программы количественного смягчения.