Федеральная служба по тарифам считает, что «Транснефть» можно исключить из списка монополий, тарифы которых власти планируют заморозить. По словам главы ФТС Сергея Новикова, доля услуг по перекачке в конечной цене нефтепродуктов составляет лишь 1–2% и тарифы нефтепроводной монополии не оказывают существенного влияния на темпы роста инфляции.
Новиков заявил, что, с точки зрения ФСТ, решение по тарифам «Транснефти» может быть любое. Их рост, по словам Новикова, может составить от 0 до 4–5%.
Российское правительство намерено в следующем году заморозить тарифы естественных монополий, а в последующие два года тарифы будут повышаться на уровень инфляции предыдущего года. Предполагается, что это снизит инфляцию (рост тарифов монополий дает около 20% инфляционного роста), что, в свою очередь, позволит банкам снизить ставки по кредитам. Однако сами монополии активно выступают против.
Так, глава РЖД Владимир Якунин ранее заявлял, что при нулевой индексации грузовых тарифов в 2014 году убыток компании может достичь «двузначной цифры». Согласно предварительным расчетам, госмонополия может потерять 75,1 млрд рублей от заморозки тарифов, 4,9 млрд рублей — от снижения темпов роста грузооборота и 13,2 млрд рублей — в результате ухудшения структуры перевозок. В общей сложности компания оценивает возможные потери в 93,2 млрд рублей. Якунин также предупредил, что в связи с этим работы могут лишиться порядка 60 тыс. сотрудников РЖД.
«Газпром» в свою очередь заявил, что потеряет из-за заморозки тарифов 510 млрд рублей выручки, что снизит капитальные вложения компании на 52 млрд рублей, а поступления в бюджет — более чем на 120 млрд рублей.
«Если тарифы не будут проиндексированы, мы недополучим, по предварительным оценкам, порядка 30 млрд рублей, — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин. — Однако в реальности сумма будет, скорее всего, больше. При этом примерно столько же (около $1 млрд) требуется для того, чтобы удвоить пропускную способность системы нефтепродуктопроводов».
По словам Демина, из-за заморозки тарифов «Транснефть» вынуждена отказаться от ряда проектов, которые не были официально внесены в инвестпрограмму (например, от строительства трубы, соединяющей Комсомольский НПЗ «Роснефти» с нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан) и увеличить сроки проектов, вошедших в нее.
«Нам предлагают не сокращать инвестиции, обеспечивая их за счет заимствований, — рассказывает Демин. — Но это увеличит нашу долговую нагрузку и повлияет на наш долговой рейтинг». Демин также отметил, что влияние «Транснефти» на рост инфляции весьма невелико — в стоимости литра бензина таких марок, как Аи-92 и Аи-95, транспортная составляющая лишь порядка 50 копеек.
Аналитик UBS Константин Черепанов считает аргументы ФСТ и «Транснефти» убедительными. «Компания действительно не оказывает значительного влияния на инфляцию, — подтверждает эксперт. — Кроме того, «Транснефть» работает в интересах нефтянки, например, сейчас речь идет о расширении трубопровода в направлении Китая, который необходим «Роснефти» для наращивания поставок в эту страну. В этом отличие «Транснефти», например, от «Газпрома», многие проекты которого вызывают сомнения в их экономической целесообразности».
В связи с этим, по мнению Черепанова, «Транснефть» может рассчитывать на большую благосклонность со стороны властей, нежели другие монополии.
«Однако в этом случае не исключено, что другие компании начнут требовать индексации тарифов, упирая именно на то, что тарифы «Транснефти» замораживать не стали», — предупреждает Черепанов.
Тарифное решение в пользу «Транснефти» окажется непопулярным не только среди монополий. «Безусловно, мы не приветствуем рост тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов», — заявил «Газете.Ru» представитель одной из ведущих российских нефтяных компаний.