Президент Белоруссии Александр Лукашенко хотел бы видеть совладельцем «Уралкалия» российского бизнесмена Михаила Гуцериева. «Нам было бы выгодно, он никуда не делся бы от БКК (Белорусская калийная компания), — заявил Лукашенко в понедельник в ходе встречи с главными редакторами СМИ стран СНГ. По словам белорусского президента, он уже обсуждал с Гуцериевым в общих чертах вопрос покупки доли в «Уралкалии».
« Я ему говорю: Михаил, почему ты не хочешь купить «Уралкалий»? Гуцериев сказал: подумаю», — сообщил Лукашенко, отметив, что намерен еще раз обсудить с Гуцериевым этот вопрос.
Представитель Михаила Гуцериева был в понедельник недоступен для комментариев.
Вопрос о смене основного акционера «Уралкалия» (сейчас это Сулейман Керимов, владеющий 21,75% компании) остро встал в сентябре, после того как в Минске был арестован гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Следственный комитет Белоруссии предъявил ему обвинения в злоупотреблении властью и служебными полномочиями в рамках их деятельности в БКК (до середины июля БКК была совместным предприятием «Уралкалия» и «Беларуськалия», Баумгертнер был главой наблюдательного совета СП). Аналогичные обвинения были предъявлены ряду менеджеров «Уралкалия», а позднее и Сулейману Керимову. Белорусские источники ранее заявляли «Газете.Ru», что Лукашенко рассматривает Керимова как личного врага, так как именно Керимов, став основным акционером «Уралкалия», попытался присоединить к своему активу «Беларуськалий». А «Беларуськалий» является крупнейшим поставщиком валюты в белорусский бюджет. Кроме того, именно Керимова Минск обвиняет в том, что «Уралкалий» разорвал отношения с «Беларуськалием», что обрушило рынок удобрений и нанесло Белоруссии крупный ущерб. Лукашенко открыто заявлял, что Керимов как владелец «Уралкалия» его не устраивает.
По словам белорусского президента, он на месте своего российского коллеги «посадил бы Керимова и керимовцев в одну камеру». «Они бы продали все активы, и это $12–13 млрд», — отметил Лукашенко.
Кстати, именно Гуцериева Лукашенко ранее просил выступить посредником в переговорах с Керимовым. «Я позвал Мишу Гуцериева и попросил передать Керимову, что он вести себя так не должен, а если он будет себя так вести, то я возбужу уголовное дело и подам в международный розыск», – заявлял ранее сам Лукашенко. По его словам, Керимов через Гуцериева ответил отказом: «Не буду обманывать – послал».
Информация о том, что Сулейман Керимов продает свою долю в «Уралкалии», появилась еще 7 сентября, такое сообщение опубликовал на своей странице в Facebook адвокат Александр Добровинский. По версии «очень серьезного источника», на который ссылался Добровинский, покупателем стал «некий банкир К.» из Санкт-Петербурга, «возможно — экс-глава Госстроя, бывший владелец 75% акций Промстройбанка Владимир Коган».
На следующий день компания Керимова «Нафта-Москва» опровергла информацию о продаже «Уралкалия».
Позднее журнал Forbes со ссылкой на высокопоставленный источник в правительстве сообщил, что выкупить долю Керимова предлагают также владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков и Михаил Гуцериев. Евтушенков в понедельник заявил, что «за этим ничего не стоит». Также сообщалось, что Керимов ведет переговоры о продаже своей доли в «Уралкалии» с предпринимателем Аркадием Ротенбергом. Причем Керимов якобы хотел продать свои акции со значительной премией к рынку — свой пакет он оценивает в $4,5 млрд. На тот момент пакет Керимова стоил $3,69 млрд. Позднее «Прайм» со ссылкой на источник сообщил, что долю Керимова покупает все же Коган, сумма сделки составила $3,7 млрд, причем первый транш уже переведен. Однако затем появилась неподтвержденная информация, что в покупке «Уралкалия» заинтересованы «Роснефть» и ее основной акционер «Роснефтегаз». Источники «Газеты.Ru» сообщали, что сделка будет проведена «Роснефтью» через специально созданную компанию.
Представитель «Нафта-Москва» в понедельник отказался комментировать вопрос, ведет ли Сулейман Керимов переговоры о продаже своей доли в «Уралкалии» с Михаилом Гуцериевым.
Михаил Гуцериев — основатель и владелец нефтяной компании «Русснефть», входящей в десятку крупнейших российских нефтегазопроизводителей. Кроме того, Гуцериев владеет компанией «Русский уголь», а также несколькими радиостанциями. Во второй половине 90-х занимал пост зампреда Госдумы. В 2007 году в отношении Гуцериева было возбуждено уголовное дело в связи с уклонением от уплаты налогов. Однако, по сообщениям источников, преследование Гуцериева имело политические корни — бизнесмен якобы финансировал оппозицию Ингушетии (Гуцериев активно вел бизнес в этой республике и является там влиятельной фигурой). Бизнесмен был вынужден скрываться за рубежом. В 2009 году обвинения с Гуцериева были сняты, и он вернулся в Россию. По одной из версий, за Гуцериева вступился президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, которому нужны были местные связи бизнесмена.
В Белоруссии Михаил Гуцериев давно имеет свои собственные бизнес-интересы. Во второй половине 90-х его структуры были основными поставщиками сырой нефти на белорусские НПЗ, а также являлись операторами белорусских АЗС. «Русснефть» и сейчас продолжает поставки нефти через свою белорусскую «дочку». В мае Гуцериев посещал Минск совместно с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Тогда Лукашенко предлагал им увеличить поставки энергоносителей в Белоруссию и «эффективно войти в страну». Недавно спецпредставителем «Русснефти» в Белоруссии стал экс-министр иностранных дел республики Сергей Мартынов.
В октябре 2011 года подконтрольная Гуцериеву компания GCM Global Energy Plc подписала соглашение с правительством Белоруссии о строительстве горно-обогатительного комплекса по производству калийных удобрений с объемом инвестиций не менее $1,5 млрд и проектной мощностью не менее 1,1 млн тонн хлористого калия в год. Строительство шахты планировалось начать в марте 2013 года, однако работы по проекту начались с задержкой в несколько месяцев. Для освоения Гуцериеву было передано Старобинское калийное месторождение, для реализации проекта он создал ООО «Славкалий».
Российский олигарх также занимается реализацией в Минске нескольких девелоперских проектов по строительству отелей. Эти проекты реализует принадлежащая Гуцериеву компания «Моспромстрой». В одном из своих интервью Гуцериев признался, что в 2007 году убегал из России в Лондон через Минск.
«Лукашенко имеет положительный опыт работы с Гуцериевым, еще с 90-х годов, когда тот неоднократно выручал своими поставками нефти остававшиеся без сырья белорусские НПЗ, — комментирует белорусский политолог Виктор Демидов. — Поэтому Гуцериев — один из немногих российских бизнесменов, кому Лукашенко действительно доверяет».
А вот глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что со сменой владельца «Уралкалия» для Белоруссии и для Александра Лукашенко лично ничего не изменится.
«Белорусский президент попал в сложную ситуацию, — говорит глава ФНЭБ. — Его задача сейчас — сохранить контроль над «Беларуськалием». Однако идея присоединить белорусского калийного производителя к «Уралкалию» изначально исходит отнюдь не от Керимова, это цель российских властей».
Симонов напомнил, что «Уралкалий» и «Беларуськалий» совместно фактически составляют олигополию на мировом рынке калийных удобрений (занимают более 40%. — «Газета.Ru») и могут влиять на цены. В связи с этим Симонов уверен, что Москва не откажется от идеи поглотить «Уралкалий», вне зависимости от того, кто бы ни был основным акционером компании. По словам эксперта, именно с этой целью был инициирован разрыв отношений с «Беларуськалием» и последующий демпинг со стороны «Уралкалия».
«Так как белорусский производитель, в отличие от российского, не может себе позволить демпинговать, все это делалось для принуждения Лукашенко к продаже актива, — говорит Симонов. — Москва часто идет на уступки Минску, но здесь, думаю, Лукашенко будут дожимать до конца».