«Роснефть» назначила цену выкупа для акций, принадлежащих миноритарным акционерам бывшей ТНК-ВР (сейчас компания носит название «РН-Холдинг»). За одну обыкновенную акцию госкомпания заплатит 67 рублей, за привилегированную — 55 рублей. Об этом «Роснефть» сообщила в понедельник в своем пресс-релизе. Правлению компании поручено до 15 октября подготовить и представить в совет директоров все необходимые для выкупа документы.
Об оферте стало известно в пятницу, после того, как премьер-министр Дмитрий Медведев рекомендовал главе «Роснефти» Игорю Сечину выкупить доли миноритарных акционеров ТНК-ВР. Сечин отметил, что «Роснефть» по законодательству не обязана объявлять оферту, но сделает это добровольно. При этом Сечин пообещал, что цена выкупа будет средней за полтора года.
Точку отсчета глава «Роснефти» не обозначил, однако, если брать 18 месяцев от дня заявления, средняя цена должна была составить 74,7 рубля за акцию, то есть примерно на 25% выше рыночной цены на тот день. Впрочем, здесь уже учтен рост котировок после заявления Сечина. Однако, даже если начинать отсчет от дня, предшествующего дню заявления, средняя цена за 18 месяцев должна была составить около 72 рублей за штуку. Учитывая, что акционерный капитал ТНК-ВР разделен на 14 996 968 366 акций, при такой цене 5-процентный пакет (именно такова общая доля миноритариев) обойдется «Роснефти» примерно в $1,68 млрд.
При цене 67 рублей за акцию «Роснефти» придется потратить лишь 50,24 млрд рублей ($1,55 млрд по курсу на понедельник). После заявления «Роснефти» акции «РН-Холдинга» выросли на 4,87%. К 15.00 мск цена одной акции на бирже ММВБ-РТС составила 63,32 рубля. Таким образом, на сегодняшний день премия к рынку при выкупе миноритарных долей составит лишь около 5,8%.
«Расчет цены, объявленной «Роснефтью», не очень корректен, — говорит аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. — В ней учитывается спекулятивное падение акций, случившееся после весеннего заявления Сечина. А это снижение было связано не столько с ухудшением бизнеса компании, сколько с опасениями инвесторов». По словам Крюкова, корректно было бы отсчитывать шесть месяцев от момента, предшествующего объявлению сделки.
«В этом случае цена выкупа могла бы составить 80–90 рублей за акцию», — говорит эксперт. То есть премия к нынешней рыночной цене могла бы составить 26–42%.
«Роснефть» прибрела 100% ТНК-ВР весной этого года. Однако у одной из структур компании, «ТНК-ВР Холдинга», владеющей основными активами ТНК-ВР, остались миноритарные акционеры. В марте Игорь Сечин заявил, что «Роснефть» обязательств перед миноритариями «пока не принимала». По закону госкомпания действительно не обязана была выставлять оферту, так как предметом сделки служил не «ТНК-ВP Холдинг», а ее материнская компания. После заявления Сечина акции ТНК-ВР рухнули, потеряв в цене 13,75%, стоимость одной штуки составила 49 рублей. До этого котировки росли на ожидании сделки с «Роснефтью» (пик был достигнут 10 сентября, цена одной бумаги выросла до 89,75 рубля), но затем началось снижение.
Аналитики не исключали, что «Роснефть» сознательно пытается снизить стоимость акций, чтобы затем выкупить их по низкой цене. По более ранним прогнозам, дисконт при оферте должен был составить 20–30% к рыночной цене. В конце июня вице-президент «Роснефти» Игорь Майданник на собрании акционеров ТНК заявил, что «Роснефть» до конца года определит сроки и подходы выкупа или конвертации акций «ТНК-ВР Холдинга». Майданник отметил, что другого выхода «просто нет».
Однако наблюдаемый в последнее время рост акций «РН-Холдинга» может послужить причиной для проверки со стороны Службы по финансовым рынкам. Дело в том, что бумаги бывшей ТНК-ВР начали расти еще до того, как Медведев рекомендовал Сечину объявить оферту, а глава «Роснефти» пообещал это сделать.
Так, в прошлый вторник акции «РН-Холдинга» на ММВБ-РТС к концу торгового дня стоили 52 рубля за штуку, а в среду начался рост, цена одной бумаги достигла 56,99 рубля (+7,62%).
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на СФР, регулятор проведет проверку этого случая на предмет возможного использования инсайдерской информации. «Инсайд был от источников, близких к правительству, — уверен один из миноритариев «Роснефти». — И скупали акции компании также близкие к правительству структуры».