На заседании «круглого стола» по проблемам налогообложения в рамках форума «Сочи-2013» вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович предложил повысить ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 15% с нынешних 13%. Это повышение должно скомпенсировать снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до тех же 15% с нынешних 18% по большинству товарной номенклатуры.
«Если нужно снижать НДС, а его, я считаю, можно и нужно снижать, если мы будем переходить к единой ставке, например, налога на добавленную стоимость, тогда, скорее всего, придется думать о небольшом повышении налога на доходы физических лиц. Может быть, обе ставки должны быть равны 15%, чтобы система была сбалансированной», — приводит его слова РИА «Новости». В идеале это можно было бы сделать уже в 2015 году, помечтал Дворкович.
«Красиво было бы: 2015 год и налоги 15%», — добавил вице-премьер.
Снижение НДС по идее Дворковича только первый шаг на пути к полному отказу от НДС и введению вместо него налога с продаж. «Я считаю, что нужно менять налоговую систему, радикально менять, менять НДС на налог с продаж», — также высказался он на «круглом столе», передает РИА «Новости».
Эксперты «Газеты.Ru» полагают, что у идеи вице-премьера нет будущего.
«Дворкович давно ратовал за снижение НДС и за компенсацию в виде какого-то другого налога», — отмечает аналитик Sberbank Investment Research Антон Струченевский.
Снижение НДС — это прямой удар по федеральному бюджету. Налог на доходы идет в регионы. Этот маневр мог бы снизить бюджетный трансферт из центра в регионы,
пытается понять логику Дворковича Струченевский. Но не факт, что повышение НДФЛ повысит его собираемость: здесь вступает в силу фактор теневой экономики, и повышение НДФЛ может привести к тому, что больше будут прятать налогов.
«Поступления по НДС снизятся однозначно, а вот возрастут ли сборы по НДФЛ — это вопрос», —
указывает Струченевский. Минфин будет сопротивляться очень сильно подобного рода новшествам, потому что НДС гораздо лучше администрируется, чем налог на доходы. Его платят автоматически, это косвенный налог, а косвенные налоги всегда лучше собираются, чем прямые.
Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права компании BakertillyRussaudit, замечает, что «ставка этих налогов будет одинаковой, но о сбалансированности говорить не приходится».
Сниженный НДС не будет скомпенсирован с точки зрения повышения ставки по НДФЛ, так как сумма поступлений от НДС больше. Кроме того, зачисляется НДФЛ в региональный бюджет, а НДС — в федеральный. Как они могли бы балансировать друг друга, тоже непонятно.
НДС постоянно снижается — с 28% в 90-х годах прошлого века до нынешних 18%, которые были введены в начале 2000-х. Но цены на товары при этом все время растут. По этой причине
снижение НДС граждане даже не заметят. А рост НДФЛ точно ощутят на своих кошельках.
В основных направлениях налоговой политики на ближайшие три года нет предложений об увеличении НДФЛ, и если такое решение вдруг будет принято и реализовано буквально через год с небольшим (в 2015 году), то это еще больше осложнит и без того непростые взаимоотношения власти и бизнеса. Но с политической точки зрения время для введения единой ставки выбрано удачно: до выборов еще далеко, а повышение налога с граждан можно оправдать ухудшением экономической ситуации.
«Под сбалансированностью налогов Дворкович, возможно, имел в виду вот что: повышение НДФЛ — это удар по кошельку россиян, но этот удар был бы отчасти скомпенсирован тем, что снижается налог на товары и услуги», — считает партнер компании «ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)-право» Александр Сотов. При снижении НДС такой эффект возможен, но он не будет долгосрочным: снижение НДС на 3% быстро съест инфляция, предполагает аналитик.
Кроме того, целью Дворковича может быть стимулирование экономического роста, снижение издержек, борьба с инфляцией, перечисляет Струченевский. Но и это сомнительно: у нас уже происходило снижение НДС, но какого-то серьезного эффекта, в том числе антиинфляционного, не было. Главный экономист финансовой компании «Открытие» Владимир Тихомиров считает, что
основной смысл предложения Дворковича — помощь промышленности за счет населения путем перекладывания на него части налогов.
«Если в последние годы правительство наращивало социальные расходы и повышало зарплаты в госсекторе, теперь речь идет о росте налогового бремени на население, в том числе это может касаться налогов на собственность. В рамки этого плана укладывается и заморозка тарифов естественных монополий для промышленности при сохранении для населения роста тарифов, — считает Тихомиров. — Стратегически такой план понятен: в условиях торможения экономики правительство стремится поддержать бизнес, инвестиции и занятость — снижение НДС может поспособствовать развитию несырьевых отраслей экономики».
«Не исключено, что желание повысить НДФЛ и снизить НДС продиктовано тем, что правительство готовится к худшему варианту развития событий в экономике, —
отмечает Сотов. — Дело в том, что в условиях кризиса, когда корпоративный сектор проседает, падает и собираемость налогов, связанных с производственной деятельностью. И в этих условиях для пополнения бюджета выгоднее поднять НДФЛ, налог с граждан».
«Думаю, что аргументы снижения налоговых поступлений будут использованы Минфином и в итоге такого рода изменений явно у нас не будет», —
считает Струченевский. Соображения финансовой устойчивости будут опять на первом месте. И самый главный аргумент, с которым нельзя не согласиться, — то, что у Минфина лучше получается собирать именно НДС, а не НДФЛ. И скорее всего, позиция Минфина победит, заключает аналитик. «Политически вопрос очень спорный — не факт, что предложения Дворковича получат поддержку в администрации президента», — соглашается Тихомиров.
«В России низкий уровень жизни, и повышение налога с граждан чревато социальными последствиями», — добавляет Сотов.
Глава Министерства финансов Антон Силуанов уже высказался против. По его словам, помимо повышения акцизов на бензин и табак необходимости в дополнительном повышении налогов нет.
«Если уж властям нужны дополнительные доходы, то надо исходить из принципа: брать деньги там, где они есть, — советует Сотов. — У большинства россиян их нет, а есть они у сырьевых компаний, и
стоило бы обсуждать тему НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. — «Газета.Ru), а не НДФЛ».
Впрочем, окружение вице-премьера поспешило заверить, что к его сегодняшним словам относиться серьезно не стоит. Представитель Дворковича Алия Самигуллина подчеркнула «Газете.Ru», что выступление Дворковича носило характер теоретического рассуждения, а любые изменения налогов «должны обсуждаться» и возможны не раньше 2015 года.
Цифра 15% к 2015 году прозвучала как шутка, объяснила она «Газете.Ru». Это «частично являлось игрой слов», говорится в официальном сообщении пресс-службы правительства РФ со ссылкой на Самигуллину.