Центробанк добился своего. Согласно опубликованному на сайте ЦБ обзору банковского сектора, в августе темпы прироста объема розничных кредитов, выданных российскими банками, снизились до 2,5%. Это самый низкая динамика с апреля текущего года. Так, в апреле рост потребкредитования достиг 3,2%, в мае замедлился до 2,7%, в июне составил 2,6%, в июле — 2,8%.
Последние данные за август по росту объемов необеспеченных потребительских ссуд пока недоступны. Однако с апреля по июль их темпы тоже замедлялись — они росли на 3,6%, 3,2%, 2,7% и 2,7% соответственно. В целом же потребкредитование с августа прошлого года по август нынешнего года выросло на 32,5%.
Замедлению способствовали последние инициативы ЦБ. С марта этого года Банк России обязал кредитные организации формировать резервы на покрытие возможных потерь по ссудам для непросроченных и минимально просроченных кредитов в размерах, вдвое превышающих прежние нормы. С 1 июля по ним также были введены повышенные коэффициенты риска при расчете Н1 (норматив достаточности капитала) в зависимости от стоимости кредитов, добавляет советник председателя правления банка «Интеркоммерц» Елена Речкалова.
Впрочем, Владислав Хохлов, управляющий директор по финансам Промсвязьбанка, говорит, что
замедление темпов розничного кредитования связано в первую очередь с ухудшением макроэкономической обстановки и ужесточением подхода банков к оценке платежеспособности заемщиков. «Влияние нормативов ЦБ здесь, скорее, вторично»,
— считает Хохлов.
Однако на уже реализованных инициативах ЦБ останавливаться не собирается. В сентябре на банковской конференции в Сочи представитель Банка России заявил о грядущем повышении давления на капитал банков, которые выдают дорогие кредиты по ставкам 45–60%. «Мы предлагаем с начала следующего года повысить регулятивные коэффициенты риска по ссудам с процентными ставками от 60% годовых с 2 до 6 и от 45% годовых — с 1,7 до 3, а также сделать небольшое повышение по кредитам, выданным по ставкам до 35%», — рассказал на Международном банковском форуме в Сочи в четверг зампред правления ЦБ Михаил Сухов.
Теперь на очереди новая инициатива Банка России.
На днях ЦБ опубликовал проект изменений в положение 254-П. В нем регулятор предлагает с 1 марта 2014 года повысить минимальные нормы резервирования по беззалоговым потребительским кредитам. Согласно проекту, по беззалоговым потребкредитам без просрочки (кредиты наличными, кредитные карты, POS-кредиты) минимальные резервы вырастут с 2% до 3%, по ссудам с просрочкой до 30 дней – с 6% до 8%.
«Данные меры можно назвать правильными, ведь они направлены на стабилизацию ситуации в банковском секторе, который в последнее время имел заметный перекос в сторону потребительского кредитования. Это формировало существенные риски для системы в целом. Большой объем необеспеченных кредитов может вызвать резкое ухудшение общей ситуации в финансовой сфере, если произойдет заметный скачок в темпах роста национальной экономики», — отмечает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
При этом эксперт считает, что уже принятых в марте мер было вполне достаточно. Он опасается, что
дальнейшее ужесточение норм резервирования банков может привести к слишком резкому сжатию выдачи займов. А это уже может негативно отразиться на розничной торговле, одном из основных драйверов экономического роста.
«Таким образом, я считаю, что дальнейшее ужесточение может нести в себе больше негатива для всей экономики РФ в целом, чем принесет позитива в банковский сектор страны. Мы уже видим последствия ужесточения регулирования: большинство банков устремило свой взор в сторону обеспеченного кредитования, где наибольшей социальной нагрузкой обладает ипотечный рынок, но и он имеет свою емкость, превышение которой спровоцирует резкий рост цен на недвижимость», — говорит Сороко.
По словам директора финансово-аналитического департамента СБ-банка Алексея Колтышева, в связи с новыми инициативами ЦБ проблема прибыльности для банков становится очень актуальной. Действительно, согласно данным ЦБ, количество убыточных кредитных организаций за период с января по август 2013 года утроилось и достигло 151. К 1 сентября размер убытка кредитных организаций, показавших отрицательный финансовый результат, увеличился на 17,1% и составил 10,96 млрд рублей.
Однако эксперты считают, что банки вряд ли откажутся от высокодоходного розничного кредитования. По мнению Колтышева,
рост расходов на резервы в соответствии с новыми требованиями банки будут вынуждены частично компенсировать за счет увеличения доходов от данного продукта, что приведет к росту ставок по потребкредитам. «И хотя расходы на резервы — это все-таки «бумажные» расходы, они все-таки увеличивают давление на прибыль и, как следствие, на капитал банка, а значит, должны быть компенсированы повышением привлекательности для банка за счет увеличения эффективной ставки кредитования»,
— говорит Колтышев.
Как объясняет старший партнер BDO в России Антон Ефремов, связь между планируемым увеличением резервов по ссудам и ставкой по потребкредитам нелинейная, поэтому те банки, которые чувствуют себя уверенно в данном сегменте, хорошо оценивают и понимают состояние своих заемщиков, могут действительно увеличить ставки. Другие игроки, у которых недостаточно развиты внутренние процедуры оценки, могут отказаться от потребкредитования или существенно его сократить. Это и будет своеобразное оздоровление рынка, считает эксперт.
«Если некоторые банки раньше выдавали третий, а то и четвертый кредит (в дополнение к имеющимся уже у клиента кредитам), то сейчас это теряет экономический смысл с учетом новых требований ЦБ», — говорит в свою очередь Андрей Степаненко, заместитель председателя правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Райффайзенбанка.