Экс-глава Госстроя Владимир Коган покупает долю Сулеймана Керимова (21,75%) в «Уралкалии». Об этом в пятницу сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на источник, близкий к сделке. По данным источника,
Коган заплатит за пакет $3,7 млрд, причем первый транш уже переведен.
В принадлежащей Керимову инвестиционной компании «Нафта-Москва» от комментариев отказались. Представитель «Уралкалия» заявил «Газете.Ru», что компании о сделке ничего не известно.
Информация о том, что Керимов продает свою долю в «Уралкалии», появилась еще 7 сентября, такое сообщение опубликовал на своей странице в Facebook адвокат Александр Добровинский. По версии «очень серьезного источника», на который ссылался Добровинский, покупателем стал «некий банкир К.» из Санкт-Петербурга, «возможно, экс-глава Госстроя, бывший владелец 75% акций Промстройбанка Владимир Коган».
На следующий день «Нафта-Москва» опровергла информацию о продаже «Уралкалия».
Позднее журнал Forbes со ссылкой на высокопоставленный источник в правительстве сообщил, что выкупить долю Керимова предлагают также владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков и основатель «Русснефти» Михаил Гуцериев. Евтушенков в понедельник заявил, что «за этим ничего не стоит». Во вторник «Коммерсант» сообщил, что Керимов ведет переговоры о продаже своей доли в «Уралкалии» с предпринимателем Аркадием Ротенбергом. Причем Керимов хочет продать свои акции со значительной премией к рынку: свой пакет он оценивает в $4,5 млрд.
Также СМИ сообщали, что Коган готов выкупить долю Керимова, но у него не хватает средств. Проходила информация, что предприниматель ведет переговоры о кредите со Сбербанком. В пятницу глава Сбербанка Герман Греф на вопрос о том, будет ли его банк кредитовать Когана, заявил, что не комментирует незавершенные сделки, косвенно подтвердив таким образом, что переговоры действительно ведутся.
На конец торгов в пятницу 21,75% «Уралкалия» на бирже ММВБ-РТС стоили 113,54 млрд рублей ($3,47 млрд).
«Было очевидно, что $4,5 млрд Керимову никто не даст, — говорит источник в химической отрасли. —
Скорее всего, российские власти поставили бизнесмену некий дедлайн, до которого он должен продать свою долю, и ему было не до торговли».
Сулейман Керимов является одной из ключевых фигур российско-белорусского калийного конфликта. Белорусская сторона полагает, что Керимов, глава «Уралкалия» Владислав Баумгертнер и ряд менеджеров российского калийного производителя своими действиями в рамках сотрудничества «Уралкалия» и «Беларуськалия» нанесли ущерб интересам Белоруссии. Баумгертнер был взят под стражу в Минске после переговоров, на которые его пригласил белорусский премьер-министр Михаил Мясникович. Такое же приглашение получил и Керимов, но не смог посетить Минск из-за напряженного рабочего графика. В результате следственный комитет Белоруссии объявил Керимова в международный розыск, направив соответствующий запрос в Интерпол. В настоящее время этот запрос рассматривается.
Именно после того, как Керимов стал крупнейшим акционером «Уралкалия», компания начала активную экспансию (в частности, поглотила одного из крупнейших производителей калийных удобрений компанию «Сильвинит») и начала прицениваться к «Беларуськалию». Президент республики Александр Лукашенко обещал приватизировать белорусские национальные активы, в том числе и калийную компанию. Однако объявил неадекватную цену — $30 млрд, в то время как, по оценкам рынка, «Беларуськалий» стоит на порядок дешевле. Из-за завышенной цены сделка не состоялась. Эксперты отрасли неоднократно отмечали, что в действительности Лукашенко никогда и не собирался упускать контроль над «Беларуськалием»: эта компания обеспечивает основную часть валютных поступлений в белорусский бюджет.
Белорусские политологи ранее говорили, что Лукашенко рассматривает Керимова не просто как неудобного партнера, а фактически как личного врага, покусившегося на полный контроль президента над белорусскими активами, и со сменой владельца «Уралкалия» российско-белорусский конфликт может быть урегулирован.
«Еще когда появились первые слухи о том, что Керимов может продать свою долю в «Уралкалии», акции компании резко пошли вверх
(9 сентября рост составил более 8%. До этого из-за конфликта котировки лишь падали. Если в середине июля акции «Уралкалия» стоили 215 рублей за штуку, сейчас одна бумага стоит лишь 177,8 рубля, падение составило около 17%. — «Газета.Ru»), — напоминает аналитик RMG Securities Елена Садовская. — Инвесторы рассчитывают именно на восстановление сотрудничества с Белоруссией, и это действительно вероятно».
«Негатив бумаг «Уралкалия» уйдет вместе с Керимовым», — полагает эксперт.
А вот с ожиданиями инвесторов все далеко не так просто. По словам аналитика,
«Уралкалий» и «Беларуськалий» могут возобновить сотрудничество, однако цены на калийные удобрения вопреки ожиданиям инвесторов не вырастут. «Рынок этого не допустит, в первую очередь крупнейшие потребители — Китай и Индия», —
уверена Садовская.