Вмешательство США в сирийский конфликт может спровоцировать резкий рост цен на нефть. Экономисты банка Societe Generale в своем отчете для инвесторов предупреждают, что начало военной операции в Сирии может привести к срыву графика нефтяных поставок. «Опасения связаны с возможным влиянием в целом на регион, — цитирует «Прайм» главного аналитика Societe Generale по нефтяному рынку Майкла Виттнера. — Удар по Сирии может усугубить противоречия между странами и в итоге привести к перебоям в графике поставок».
В результате, по прогнозам банка, цена барреля может подскочить до $150. Впрочем, экономисты SG отмечают, что возможный рост котировок будет, скорее всего, кратковременным. Тем не менее это потенциальный исторический рекорд — в июле кризисного 2008 года, когда были зафиксированы самые высокие цены, баррель стоил $147,3.
Причем потом началось стабильное падение, и к концу 2008 года нефтяные котировки держались около отметки $35.
Уже сегодня из-за угрозы военной операции в Сирии цена на нефть выросла до максимума за полтора года. Стоимость октябрьских фьючерсов на американскую нефть WTI на Нью-Йоркской товарной бирже выросла на 2,8%, составив $112,03 за баррель. Нефть сорта Brent, выступающего ценовым ориентиром для российской Urals, подорожала примерно на 2,3%, до $117 за баррель.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук отмечает, что сейчас сложно говорить о том, насколько именно вырастут нефтяные котировки, но то, что они будут расти, не вызывает сомнений. «Так всегда происходит в период конфликтов в нефтедобывающих регионах, — говорит эксперт. —
Сложно сказать насчет $150 за баррель, но выше $120 цены вырастут однозначно».
«Полагаю, в ближайшее время Штаты удар по Сирии все же не нанесут, — отмечает ведущий научный сотрудник Института географии РАН политолог Дмитрий Орешкин. — Причем именно потому, что об этом ударе так много говорят. Пока это скорее блеф с целью оценить, как отреагирует Сирия». Но в дальнейшем, предупреждает Орешкин, сирийскую проблему так или иначе придется решать. Причем даже не из-за самого Дамаска, а из-за Тегерана, который, несмотря на давление со стороны Запада, продолжает свою ядерную программу. «Ситуация вокруг Ирана нагнетается, и к тому моменту, когда Запад будет вынужден приступить к активным действиям в отношении этой страны, главный союзник Ирана — Сирия должна быть нейтрализована, — поясняет политолог.
— В связи с этим в ближайшие год-полтора США в любом случае придется что-то предпринять в отношении режима Асада».
Независимо от того, вмешаются ли Штаты в ситуацию или нет, российские нефтяники полагают, что баррель до $150 все же не подорожает. Представитель одной из ведущих российских нефтяных компаний отмечает, что такие члены Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), как Саудовская Аравия и Кувейт, внимательно следят за состоянием мировых цен, и у них есть возможность в случае необходимости резко нарастить добычу и не допустить роста котировок.
«Казалось бы, нефтяные державы должны быть заинтересованы в повышении цен, но это не так, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — Как мировые производители, так и потребители нефти заинтересованы прежде всего в стабильности, резкие колебания цены как вниз, так и вверх никому не нужны».
Андрей Полищук указывает, что в первую очередь в стабильных ценах заинтересованы именно российские компании. В частности, это связано со льготами для сложных проектов. «При нынешней цене барреля многие проекты (например, в Восточной Сибири) нерентабельны, — поясняет эксперт. — Компании просят у правительства льготы (как правило, это снижение либо обнуление экспортной пошлины и НДПИ. — «Газета.Ru»). Но если цена будет $150, льготы им никто не предоставит». Может получиться так, что компании будут вынуждены начинать проекты без каких-либо преференций — чтобы не сорвать сроки. А цены на нефть через какое-то время скорректируются, и проекты вновь станут нерентабельными.