Сохранение запрета на параллельный импорт и его легализация потребуют усиления регулирования со стороны государства, решили эксперты, чиновники и представители профессиональных объединений, обсуждавшие возможность отмены запрета на параллельный импорт на площадке «открытого правительства».
В случае сохранения запрета придется усилить контроль над правообладателями с тем, чтобы они не злоупотребляли доминирующим положением, а если его разрешить — усиленно контролировать придется уже недобросовестных импортеров, резюмировал модератор дискуссии — проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Вадим Радаев.
Проработать плюсы и минусы легализации параллельного импорта весной поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов, прислушавшийся к аргументам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), представители которой настаивали на том, что параллельный импорт обеспечит реальную конкуренцию и снижение цен.
С ценами все оказалось не так просто. Цены на одну и ту же продукцию в разных странах Евросоюза (например, в Северной Европе и Греции), где действует региональный, а не национальный, как в России, принцип исчерпания прав, различаются на десятки процентов, отметил партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Константин Суворов. С этим, по его словам, и борются европейские регулирующие органы.
Решением проблемы, по словам некоторых участников дискуссии, мог быть контроль за злоупотреблением правами правообладателями со стороны отечественной антимонопольной службы.
В частности, ФАС могла бы взять под более пристальный контроль взаимоотношения правообладателей и импортеров и следить за нарушением законодательства с учетом возможного расширения полномочий ведомства в этой сфере.
Пока же производители и крупные дистрибуторы обеспокоены тем, что вместо предполагаемого сторонниками разрешения параллельного импорта снижения цен ввоз товаров без разрешения правообладателя вызовет рост контрафакта и ударит по потребителю.
«Если покупателя ударит током при эксплуатации некачественной бытовой техники, например фена, к кому он сможет обратиться за возмещением ущерба или просто чтобы вернуть деньги за некачественный товар — к фирме-однодневке? Или что страшнее — некачественной будет детская продукция», — беспокоится зампред правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Илья Дмитриев.
Для того что избежать подобных проблем, параллельные импортеры должны обязательно страховать свою ответственность, предложил представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.
Еще одна опасность — уход компаний, которые локализовали свое производство в России. Недавнее исследование Минпромторга показало, что 38% компаний, осуществляющих локализацию производств в России, будут рассматривать возможность вывода производства из России в другие страны в случае разрешения параллельного импорта. Свой опрос 34 компаний провели и в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно опросу, с тем, что в случае легализации импорта темпы локализации производств в России снизятся, согласны 12 компаний, 7 считают возможным перенести производство из России, а 18 компаний считают, что отмена запрета приведет к снижению инвестиционной привлекательности страны. Согласно данным исследования, в некоторых отраслях (например, в шинной промышленности) уровень занятости может снизиться на 40–60%, а объем контрафакта возрастет на 30–50%.
Впрочем, представители антимонопольной службы говорили об исключениях для предприятий с локализованным производством.
Глава ведомства Игорь Артемьев в интервью «Газете. Ru» подтвердил позицию ФАС по этому поводу. «Какой же сумасшедший будет отменять параллельный импорт, не оговорив, что локализованные производства не попадут под этот режим? После совещания по параллельному импорту у первого вице-премьера Игоря Шувалова мы назвали еще одно условие, которое позволит компаниям избежать влияния параллельного импорта. Это произойдет, если компания подпишет обязывающий ее договор об инвестировании», — пояснил он.
«Если ты локализовал производство, ты надежно защищен от параллельного импорта. А если нет, то ты в открытом конкурентном море будешь бороться с нашими предпринимателями. И это хорошо», — подчеркнул глава ФАС. Артемьев уверяет, что параллельный импорт при правильном применении — мощный стимул прогресса инвестиций в Россию. Если рынок работает нормально — параллельный импортер там не появится.
Вариант пилотных проектов как в отдельных отраслях, так и по отдельным наименованиям продукции спорящими сторонниками параллельного импорта и его противниками на обсуждении был отвергнут.
Решать проблему параллельного импорта России, а также возможности пилотных проектов придется с учетом членства в ВТО и в Таможенном союзе, отметили участники дискуссии. В частности, соглашение о Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой стала Россия, не предусматривает введения принципа дифференциации в сфере параллельного импорта, пояснил Константин Суворов. Кроме того, потребуется введение серьезного обоснования для такого шага и согласование действий с партнерами по Таможенному союзу — Белоруссией и Казахстаном, добавил начальник управления международного права и сотрудничества Высшего арбитражного суда Владислав Старженецкий.
По итогам встречи будет сформулировано заключение экспертного совета, которое могут представить Игорю Шувалову в конце недели. Впрочем, некоторые из участников встречи отметили «Газете. Ru», что принятие конкретных решений по легализации параллельного импорта может затянуться, как это уже неоднократно происходило.