Риски для инвесторов в случае легализации параллельного импорта обсуждали во вторник на площадке аналитического центра при правительстве. Дискуссия о разрешении параллельного импорта, то есть ввоза товаров на территорию России без согласия правообладателя, возобновилась этой весной по инициативе первого вице-премьера Игоря Шувалова, который и поручил обсудить вопрос в ведомстве Михаила Абызова, чтобы к осени подготовить соответствующие законодательные инициативы.
С 2002 года в России действует так называемый национальный принцип исчерпания прав — ввести товар можно только с разрешения правообладателя торговой марки. Ввозимые без этого разрешения товары должны задерживаться на границе. В такой ситуации многие иностранные производители предпочли создать в России свои локальные производства.
«Сейчас почти вся продаваемая в России бытовая техника в ней же и производится — это 95% стиральных машин, 92% холодильников, 80% телевизоров», — привел пример Тагир Калимуллин, директор по взаимодействию с органами госвласти компании «М.Видео». По его словам, более $700 млн в организацию и развитию производства в России вложили LG, Samsung, Indesit. В результате доля контрафакта в секторе достаточно низка по сравнению с другими секторами и составляет, по разным оценкам, 5–30%.
Сторонники разрешения параллельного импорта полагают, что в результате монополии крупных производителей проигрывают потребители. «87% импорта в России подпадает под действие монополии на ввоз по товарным знакам, что в денежном эквиваленте составляет около $21 млрд в месяц»,
— сообщил на «круглом столе» представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей при президента в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, ссылаясь на данные таможенной службы за ноябрь 2011 года.
Текущие потери бюджета России и населения, по его словам, не менее 10% от стоимости импорта, то есть монопольной наценки товаров, или $24 млрд в год.
Он отметил, что разрешение параллельного импорта приведет к выравниванию перекосов по качеству, цене и ассортименту, а тепличный режим для иностранных компаний должен быть прекращен.
Минпромторг придерживается другого мнения: введение параллельного импорта ведомство не поддерживает. Это создаст серьезные проблемы для местной промышленности, опасается замначальника профильного департамента министерства Сергей Жданов.
Представители производителей и легальных дистрибуторов считают, что итоги легализации параллельного импорта будут более чем серьезными: локализовавшие производства компании, а это и производители бытовой техники, автокомпонентов, фармацевтические производители, из России просто уйдут, а вместе с ними уйдут инвестиции и рабочие места.
«Легализация параллельного импорта не приведет к снижению розничных цен. Зато приведет к ухудшению конкурентной ситуации на товарных рынках, увеличению доли контрафакта, закрытию локальных производств, их переносу в третьи страны, повышению доли импорта, ухудшению собираемости налогов и сборов, наконец, снижению защищенности потребителей», — утверждает Калимуллин.