Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач обнародовал позицию ведомства относительно макроэкономических данных за июль, обнародованных Росстатом в четверг.
«В промышленности пауза сохраняется, но в экономике в целом рост ожидаем, но слабый», — сообщил Клепач в пятницу. Он, впрочем, не назвал оценки Минэкономразвития по динамике ВВП в июле и по итогам семи месяцев.
Росстат в четверг обнародовал данные по промпроизводству, из которых следует, что российская промышленность стагнирует. В июле 2013 года в промпроизводстве возобновился спад. К июлю прошлого года он составил 0,7%. За семь месяцев промышленность показала нулевую динамику по сравнению с ростом на 3,2% годом ранее.
В обрабатывающих отраслях производство в июле сократилось на 1,5% в годовом выражении. В добывающих отраслях рост в июле составил лишь 0,4% по сравнению с 3,1% в июне и 2,3% в мае.
Аналитики банка HSBC подсчитали, что индекс промышленного производства PMI упал в июле ниже рекордной отметки 50 пунктов. Индекс опустился с 51,7 балла в июне до 49,2 балла в минувшем месяце. Ключевым фактором общего ухудшения ситуации стало отсутствие роста новых заказов.
По прогнозу МЭР, рост промпроизводства по итогам текущего года замедлится до 2% с 2,6% в 2012 году. Но в 2014-м Минэкономразвития прогнозирует ускорение в промышленности до 3,4%.
Сокращение промпроизводства негативно отразилось на динамике ВВП. Впрочем, оценки Минэкономразвития и Росстата расходятся. Минэкономразвития зафиксировало ускорение динамики ВВП во втором квартале до 1,9% с 1,1% за первые три месяца года. Но по данным Росстата, во втором квартале рост ВВП в годовом выражении замедлился до 1,2% с 1,6% в первом квартале.
Прогноз по росту ВВП на 2013 год после понижения в апреле сохраняется на уровне 2,4%. Но в августе он может быть пересмотрен, заявлял на этой неделе глава МЭР Алексей Улюкаев. В частности, он не исключил ухудшения прогноза по промпроизводству и инвестициям в основной капитал. При этом Улюкаев рассчитывает, что существующие сейчас риски рецессии будут нивелированы пакетом мер, подготовленным правительством для стимулирования экономического роста. «Я рассчитываю на то, что меняется пропорция между потребительским кредитованием и корпоративным, банки будут давать больше корпоративных кредитов для бизнеса, и я рассчитываю, что заработает тот пакет мер, которые мы разрабатывали, — план действий по ускорению социально-экономического роста, который связан со снижением издержек для банковского сектора, с лучшими возможностями для малого и среднего бизнеса, в том числе с гарантиями рефинансирования кредитов, уточнения системы выкупа площадей и так далее», — отметил министр.
Кроме того, Минэкономразвития рассчитывает на положительный эффект от оптимизации тарифной политики.
«На сокращение промпроизводства существенное влияние оказал обрабатывающий сектор (–1,5%) и энергетика (–1,8%). И лишь рост в добывающем секторе (0,4%) удерживает от более существенного снижения», — говорит аналитик банка ING Дмитрий Полевой.
Лучше других чувствуют себя секторы, ориентированные на потребительский спрос, — химия, нефтепереработка, смешанная картина в производстве строительных материалов, и самая плохая картина – в металлургии и машиностроении, отмечает Полевой.
Подтверждаются худшие опасения относительно того, что основным фактором падения показателей в сфере обработки останется металлургия и производство транспортных средств, машин и оборудования, отмечает Мария Помельникова из Райффайзенбанка.
«Настроения в этой отрасли [металлургии] преимущественно зависят от внешней конъюнктуры, а ожидания по уровню спроса и цен не улучшаются», — говорит Помельникова.
Положительная динамика ВВП во втором полугодии, видимо, сохранится, считает Василий Танурков, заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал». Рост ВВП обеспечат сфера услуг и сельское хозяйство, считает эксперт.
Рост экономики возможен как за счет хорошего урожая, так и за счет роста в добывающих отраслях — здесь наметилось оживление цен на сырьевые товары, согласен Сергей Мурафер, начальник аналитического отдела УК «Агана».
Надежды на существенное восстановление темпов роста ВВП в ближайшие месяцы почти не остается, отмечает Помельникова. «Стоит обратить внимание на резкое падение сборов по налогу на прибыль (–23% в первом полугодии 2013 года), что вкупе со снижением индекса предпринимательской уверенности (впервые с 2009 года) и замедлением корпоративного кредитования, сокращением объема грузоперевозок свидетельствует о рисках дальнейшего ослабления инвестиционной активности»,
— говорит Помельникова. При этом стагнация в промышленности создает серьезные риски для рынка труда. Наблюдаемые сейчас высокие темпы роста доходов населения, скорее всего, также продержатся недолго. «Выход на ожидаемые 2% роста ВВП по итогам 2013 года теперь под вопросом», — резюмирует Помельникова.
Нельзя не учитывать и психологический фактор. Если спад продолжится, то бизнес может запаниковать, как в 2008–2009 годах. Если компании начнут увольнять работников и прекратят инвестировать, то о положительной динамике можно забыть, отмечает эксперт Русской школы управления Кирилл Линник.