Резервный банк Австралии (РБА) восьмой раз подряд понизил ключевую процентную ставку на 0,25 процентного пункта, установив ее на рекордно низком уровне в 2,5% годовых. Это второе снижение в 2013 году продолжает цикл смягчения денежно-кредитной политики, начатый в ноябре 2011 года, когда ставка была снижена до 4,5 с 4,75%.
Австралия продолжает смягчать политику в условиях вялого экономического роста и низкой инфляции. «Одна из причин – серьезное замедление темпов роста экономического локомотива Зеленого континента – горно-добывающего сектора, — отмечают аналитики «Норд Капитала». — Для сырьевых экономик это не слишком обнадеживающий знак».
Правительство Австралии 2 августа понизило прогноз роста ВВП страны на текущий финансовый год до 2,5 с 2,75%. По оценке аналитиков агентства Bloomberg, в июле 2013 года уровень безработицы достиг 5,8% — максимума с июня 2009 года, и по официальному прогнозу увеличится до 6,25% к середине 2014 года, что станет максимумом за 11 лет.
Инфляция составляет 2,4%, что соответствует среднесрочному целевому показателю, и, предположительно, останется на том же уровне в следующие один-два года, несмотря на последствия от недавнего снижения обменного курса, считают в банке. «ЦБ ранее отмечал, что инфляционный прогноз предоставляет потенциал для дальнейшего смягчения политики в случае необходимости, — заявил глава РБА Гленн Стивенз. — На сегодняшнем заседании с учетом последней информации об инфляции и темпах экономической активности мы сочли, что снижение ставки будет приемлемым».
Постоянное смягчение монетарной политики Австралии приводит к снижению курса ее валюты. С начала апреля, когда за австралийский доллар давали $1,05, это снижение превысило 15%, и вчера курс достиг трехлетнего минимума в $0,8848.
Правда, после публикации решения о снижении ставки курс оззи (aussie — так на жаргоне трейдеров называется австралийская валюта) «отскочил» до $0,9006, отмечает Reuters, поскольку понижение ставки было ожидаемым, а некоторые аналитики даже предсказывали еще большее изменение ставки.
При этом австралийский Центробанк не дал ясных сигналов о том, что смягчение монетарной политики будет продолжено и в дальнейшем, разочаровав ряд игроков, ставивших на это, отмечает агентство Reuters.
«Решение связано с тем, что темпы роста мировой экономики находятся в текущем году немного ниже среднего уровня, при этом существуют перспективы роста в 2014 году», — отмечается в релизе РБА.
Заявление австралийского Центробанка звучит довольно нейтрально, приводит Bloomberg мнение стратега TD Securites Элвина Понто. Нет никакого намека на то, что череда снижения продолжится и в следующем месяце. Похоже, трактует аналитик, банк будет счастлив удерживать достигнутый уровень ставки в ближайшее время. Ранее аналитики прогнозировали, что к Рождеству процентная ставка РБА может быть снижена до 2,25% годовых.
Но в дальнейшем эксперты ожидают продолжения ослабления австралийского доллара, даже если РБА прекратит смягчение своей политики.
«Отскок оззи вряд ли продолжится, — заявил Нил Меллор, валютный стратег Bank of New York Mellon. — РБА заявил, что ожидает дальнейшего снижения. Я думаю, движение выше 90 американских центов будет выкупаться». «Ключевая ставка – не главный фактор обесценения валюты, гораздо больший вес будут иметь цены на товарных рынках и степень оптимизма (спроса на рисковые активы) на мировых финансовых рынках в целом», — указывает аналитик Allianz Investments Ариэл Черный. В среднесрочной перспективе на австралийца будет оказывать давление снижение темпов экономического роста в Китае, так же как и усиление американского доллара, предсказывает валютный стратег Citi Валентин Маринов.
Стивенз заявил, что надеется на возможное дальнейшее ослабление национальной валюты, что будет способствовать «ребалансировке роста» экономики. Инвестиции в горнодобывающую промышленность, вероятно, уменьшатся в связи со снижением спроса на ее продукцию, в том числе в Китае, поэтому РБА пытается стимулировать несырьевые отрасли, страдавшие от относительно высокого курса местной валюты, отмечает Bloomberg.
«Банк Австралии идет по пути постепенного ослабления национальной валюты, что выгодно как экспортерам, так и должно стимулировать развитие несырьевых отраслей – внутреннего производства и туризма», — отмечает начальник аналитического отдела «Управляющей компании КапиталЪ» Андрей Верхоланцев.
«Ситуация в Австралии похожа на российскую: сильно зависимая от экспорта экономика, замедляющаяся последние года полтора-два под влиянием снижения внешнего спроса и роста процентных ставок», — отмечает Черный. Но
Банк Австралии в отличие от Банка России фактически гораздо сильнее ориентируется на темпы экономического роста, поэтому ставки снижаются уже полтора года, добавляет аналитик. Российский же регулятор в своих действиях ориентируется на уровень инфляции, и перейти к более решительным действиям по снижению ставки рефинансирования сможет после того, как замедление инфляции, наметившееся в июле, обретет более устойчивые формы – предположительно в начале осени, считает Верхоланцев.
При этом тенденция к снижению курса валюты России, вероятно, продолжится, и мягкая монетарная политика в других похожих на нее экономиках этому только способствует. «Ослабление «австралийца» почти наверняка утянет за собой вниз и другие «сырьевые» валюты, включая канадский доллар, южноафриканский ранд и, разумеется, российский рубль», — уверены аналитики «Норд Капитала».