ФАС удовлетворила ходатайство компании «М.Видео» о покупке 100% бизнеса «Эльдорадо» у чешского владельца PPF Group с выдачей предписания, сообщили «Газете.Ru» в антимонопольной службе. Ходатайство компании подали три месяца назад, сделка может стать крупнейшей в сегменте торговых сетей.
Предписание, как ранее писала «Газета.Ru», предполагает ограничение доли объединенной компании 35% в 35 субъектах федерации — новый торговый гигант должен в ближайшие полгода закрыть или продать доли в большей части регионов присутствия. В том числе необходимо расторгнуть договоры аренды и сублицензионные договоры, а также предоставить в пользование независимым третьим лицам торговые объекты, находящиеся в собственности, следует из пресс-релиза ФАС.
Также «М.Видео» предписано обеспечить возможность недискриминационного доступа поставщиков на розничные рынки бытовых товаров, аудио- и видеоаппаратуры. «Предписание снизит доли сетей в регионах, в которых они занимают лидирующее положение, и позволит конкурентам увеличить объемы своих продаж на высвободившихся площадях», — надеется глава ведомства Игорь Артемьев, которого цитирует антимонопольная служба.
В предписании прямо не указано, какая из сторон сделки должна продавать или закрывать свои магазины, или же на это должны пойти обе компании, — по сути, возможны все три варианта. Источник, знакомый с ходом консультаций, уточняет, что избавляться от части магазинов, вероятнее всего, будет «Эльдорадо».
Это предполагает снижение оценки «Эльдорадо» в рамках сделки, уточняет источник.
Компании придется расстаться максимум с 60 магазинами, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «Сделка может снизить оценку бизнеса «Эльдорадо» примерно на 10% — на 2—3 млрд рублей», — подсчитывает Бурмистров. Сейчас весь бизнес «Эльдорадо» эксперт оценивает в сумму от 25 млрд до 30 млрд рублей (без учета долга).
«Для «Эльдорадо» закрытие магазинов — хороший способ провести ревизию нерентабельных точек», — считает партнер компании Retail Training Group Елена Комкова, отмечая, что
впоследствии объединенная компания сможет открыть магазины в регионах, где сейчас она не присутствует. В рамках оптимизации бизнеса после завершения сделки некоторые магазины, расположенные рядом друг с другом, все равно пришлось бы закрывать, так что проблема предписания ФАС неприятная, но решаемая, считает Бурмистров. По его мнению, ритейлер может перепродать права на аренду части помещений неконкурирующим компаниям.
Эксперты отмечают, что сторонам еще предстоят окончательные переговоры. В 2011 году ритейлеры уже обсуждали возможность слияния — тогда PPF Group планировала приобрести 100% «М.Видео». Однако переговоры были прекращены, когда стороны не договорились о цене.
Руководство «М.Видео» рассматривает различные варианты повышения акционерной стоимости компании, в том числе через приобретение других игроков рынка бытовой техники и электроники, уточнил «Газете.Ru» представитель «М.Видео» Антон Пантелеев.
В «М.Видео» позитивно оценивают решение ФАС.
Консультации с PPF будут продолжены с учетом полученных предписаний, отметил Пантелеев. В PPF и «Эльдорадо» ситуацию не комментируют.
«М.Видео» — крупнейший по выручке участник рынка, «Эльдорадо» — крупнейший участник рынка по количеству магазинов (396 гипермаркетов, 300 магазинов по франчайзингу против 312 гипермаркетов у «М.Видео»). Объединенная компания в 2013 году может достигнуть выручки в 250 млрд рублей (без учета НДС) и EBITDA на уровне не менее 13 млрд рублей, считает Бурмистров. Он отмечает, что для покупки «Эльдорадо» «М.Видео» предстоит привлекать кредитные ресурсы, однако долговая нагрузка критичной для ритейлера не будет.
Структура готовящейся сделки не раскрывается. Источники, знакомые с ходом консультаций, ранее не исключали, что в объединенной компании могут быть сохранены оба бренда — и «М.Видео», и «Эльдорадо». Аналитики надеются, что цены на бытовую технику и электронику в торговых сетях после закрытия сделки не вырастут.