Госдума расширяет список поправок в федеральный закон «Об особых экономических зонах», которые ориентированы в первую очередь на Забайкалье и Дальний Восток, рассказал «Газете.Ru» глава комитета палаты по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.
Речь идет о законопроекте, внесенном в Госдуму в апреле 2013 года. Законопроект предполагал внесение поправок в статью закона, где перечисляются запрещенные в особых экономических зонах виды деятельности. В нынешней редакции закона этот пункт звучит так. «На территории особой экономической зоны не допускается: переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов; и переработка лома цветных и черных металлов».
С учетом поправок, которые уже были одобрены в первом чтении 22 мая, этот пункт должен выглядеть так: «На территории особой экономической зоны не допускается переработка сырой нефти и природного газа, а также лома цветных и черных металлов». Таким образом,
из списка запрещенных предлагается исключить переработку полезных ископаемых (исключение составят нефтепереработка и переработка природного газа) и использование природных лечебных ресурсов.
Сейчас список поправок предполагается еще больше расширить, сообщил Газете.Ru Руденский. Сегодня на заседании комитета рассматривалось восемь поправок, из них четыре были рекомендованы к включению в законопроект, который будет рассматриваться во втором чтении. Как отметил глава комитета по экономполитике, основные две поправки касаются создания портовых экономических зон и переработки полезных ископаемых.
Помимо разрешения на переработку депутаты решили убрать действующее уточнение, по которому порты могут создаваться только на участках территорий, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского или речного порта. В новой версии существует только ограничение по площади территории — не более 50 кв. км.
Разрешение переработки полезных ископаемых депутат считает очень важной мерой, особенно для Дальнего Востока и Забайкалья. Эти регионы упоминаются и в пояснительной записке к законопроекту.
«Поправки дадут возможность более эффективно развивать регионы. Инвестиции тяжело идут, особенно в такие труднодоступные районы, как Дальний Восток и Забайкалье», — говорит Руденский.
Эта поправка вкупе с действующими налоговыми льготами может стимулировать развитие переработки в этих регионах, указывает он. Сейчас для резидентов ОЭЗ всех четырех типов (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых) установлен ряд налоговых льгот. В частности, для резидентов устанавливаются пониженные тарифы по страховым взносам, пониженная ставка налога на прибыль, резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество на 5–10 лет в зависимости от зоны, а также от уплаты земельного налога на такой же срок. Кроме того, инвесторы могут получить преференции по транспортному налогу, которые определяет руководство регионов, где ОЭЗ созданы.
Объем налоговых льгот, которые в итоге получат инвесторы в случае одобрения поправок, депутат назвать затруднился.
Он уточнил, что на Дальнем Востоке и в Забайкалье ждут инвесторов, которые согласятся строить перерабатывающие мощности с вложениями в среднем в 150–500 млн рублей. «Таким инвесторам будут предоставляться большие налоговые льготы. Это позволит привлекать инвестиции в больших объемах», — полагает Руденский.
Сейчас власти Амурской области только планируют создание ОЭЗ промышленно-производственного типа. А на Дальнем Востоке уже действует одна ОЭЗ — Советская Гавань. Сейчас обсуждаются планы по ее расширению до порта Ванино. Кроме того, Минэкономразвития рассматривает вопрос о создании еще одной зоны — в порту Восточный и бухте Троицы.
Таким образом, если поправки будут одобрены, Дальний Восток получит дополнительные стимулы по созданию еще одной ОЭЗ по переработке ископаемых.
Предложенные поправки — разумная мера, однако они не решают главной проблемы Дальнего Востока и Забайкалья — дефицита инфраструктуры, говорит глава Института региональной политики Булат Столяров.
«Проблемами являются и дефицит инфраструктуры, и большое транспортное плечо. ОЭЗ имеют два инструмента поддержки инвестора — это подготовка инфраструктуры и налоговые льготы регионального уровня. Но тот, кто согласится делать крупный перерабатывающий проект, и так получит налоговые льготы. Губернаторы научились выделять их автоматически. Вслед за поправками принципиальным было бы доведение до ОАЭ «ОЭЗ» дополнительных бюджетных ассигнований в подготовку инфраструктуры», — сказал Столяров «Газете.Ru».
Если это будет сделано, то у Дальнего Востока появится больше шансов привлечь инвесторов в создание перерабатывающих производство в рамках ОЭЗ, считает эксперт.
«С Забайкальем сложно — далековато от портов. Обычно такие перерабатывающие промпарки тяготеют к портам», — указывает он.
Судя по всему, власти решением этой проблемы уже озадачены. Как сообщала в мае «Газета.ru», Фонд развития Дальнего Востока уже выбрал два десятка инвестиционных проектов. Приоритетными направлениями являются развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для разработки месторождений. Правда, сейчас фонд ищет соинвесторов из частного бизнеса, поскольку собственных средств на реализацию проектов недостаточно. Российский фонд прямых инвестиций (дочка ВЭБа) на проекты в Забайкалье и на Дальнем Востоке направит 25 млрд рублей. В мае пресс-служба Амурской области заявила о том, что она договорилась о привлечении группы компаний «Петропавловск» к созданию ОЭЗ «Покровское». На территории ОЭЗ планировалось построить предприятия по переработке золота. Очевидно, что это было сделано в ожидании одобрения поправок в действующее законодательство.
Если все проблемы будут решены, то
в создании ОЭЗ на новых условиях могут заинтересовать компании, уже реализующие инвестпроекты в области добычи твердых полезных ископаемых.
Таким компаниям было бы выгодно иметь в регионах добычи мощности по переработке и при этом получать налоговые преференции. Также в числе потенциально заинтересованных компаний — те, кто обладает лицензиями на добычу ископаемых на Дальнем Востоке и в Забайкалье, говорит Столяров.
Среди компаний, которые потенциально можно привлечь к участию в ОЭЗ на новых условиях, он называет «Металлоинвест», «Полюс Золото», группу «Петропавловск» и СУЭК.
«Все эти компании владеют конкретными лицензиями, многие из них добывают и перерабатывают на территории Дальнего Востока и Забайкалья», — поясняет он.
В «Полюс Золото» официальный представитель Сергей Лавриненко отказался от комментариев, заявив, что его компания не комментирует законотворческую деятельность. В «Петропавловске», СУЭК и «Металлоинвесте» на письменный запрос «Газеты.Ru» не ответили.