Из 92 проектов, которые представило в Внешэкономбанк (ВЭБ) Министерство по развитию Дальнего Востока, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона («дочка» ВЭБа), банк отобрал чуть более 20, сообщили «Газете.Ru» в ВЭБе. Проекты находятся на предварительной экспертизе и должны быть утверждены правлением фонда, уточняют в банке.
Планируется участие как в инфраструктурных, так и в отраслевых проектах комплексного развития территорий, сказал «Газете.Ru» директор дирекции государственно-частного партнерства ВЭБа Александр Баженов.
Инфраструктурные проекты направлены на улучшение условий по освоению крупных месторождений, сказал Баженов.
Сразу несколько таких проектов будет запущено на юге Якутии. Один из них — железная дорога и инфраструктура для Таежного ГОКа, что позволит комбинату выйти на мощность в 7 млн тонн железной руды в год.
Еще один проект в регионе — строительство 7,5 км линий электропередачи и подстанции на 110 кВ для энергоснабжения объектов Инаглинского угольного комплекса. «Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для освоения этих месторождений (Таежный ГОК и Инаглинский комплекс. — «Газета.Ru») позволит компенсировать затухающую добычу на Нерюнгринском угольном разрезе», — пояснил Баженов.
Энергетические проекты планируются фондом и в Забайкалье. Среди них строительство магистральной высоковольтной линии Нижнеангарск — Чара. «Создание инфраструктуры создаст стимул для развития соседних месторождений угля, меди, железной руды, титана, ванадия, циркония, тантала и других полезных ископаемых», — пояснил Баженов. В регионе также будет профинансировано строительство высоковольтной линии из Иркутской области через Бурятию в Забайкалье. Это приведет к расширению рынка сбыта для Ленской ТЭС в Иркутской области.
Крупный инфраструктурный проект должен быть реализован на территории Еврейской АО. Он предусматривает строительство двухколейного железнодорожного моста (2,2 км) через реку Амур и реконструкцию примыкающей железнодорожной линии Биробиджан — Нижнеленинское.
Пропускная способность маршрута на первом этапе составит 12 млн тонн в год с дальнейшим расширением до 20 млн тонн в год. Проект предназначен для экспорта грузов из России в Китай и разгрузит Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), Транссиб, а также пограничные переходы в Забайкальске и Гродеково, пояснили в ВЭБе. В этот проект входит Китай — он строит дорогу на своей территории.
«Фонд рассматривает возможность участия в проектах по развитию энергетической и транспортной инфраструктуры промышленных объектов в Западной Якутии и на севере Иркутской области, Озерного и Орекитканского ГОКов, Окино-Ключевского угольного разреза в Республике Бурятия, Гаринского ГОКа и Огоджинского угольного месторождения в Приамурье, Наталкинского ГОКа в Магаданскогой области (Яно-Колымская горнорудная провинция)», — перечислил Баженов.
При выборе приоритетов в отраслевых проектах ВЭБ основывался на предложениях крупных компаний и региональных властей, сказал топ-менеджер.
Планируется поддержка авиаперевозок, промышленного производства и сельского хозяйства. 11 отраслевых проектов уже одобрены правлением фонда.
Один из проектов — развитие региональных авиаперевозок на Дальнем Востоке на базе авиакомпании «Якутия». Она должна расширить авиапарк (в частности, перевозчик заказывает Sukhoi Superjet 100. — «Газета.Ru») и географию полетов. К 2017 году пассажиропоток должен увеличиться в два раза, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней — до 710 млн рублей в год.
В Сахалинской области планируется частично профинансировать строительство комплекса деревообработки, а в Приморском крае — соевый кластер и инновационный агропромышленный биотехнологический комплекс. Также в планах фонда участие в проекте развития Ванинско-Совгаванского промышленно-транспортного узла (ВСГПТУ). Там будет создана инфраструктура для портовых и перегрузочных комплексов, сформирован промышленный кластер, а также построен газопровод-отвод Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань от магистрального газопровода Сахалин – Хабаровск — Владивосток.
Эффект от проекта — увеличение к 2030 году валового регионального продукта Хабаровского края до 860,1 млрд рублей (в 2012 году — 436,4 млрд рублей), создание 7 тыс. новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в региональный и федеральный бюджеты. Но реализация планов возможна лишь при условии обеспечения необходимых провозных возможностей БАМа, добавляют в ВЭБе.
Однако источник финансирования масштабных проектов пока до конца не определен. Глава Фонда развития Дальнего Востока Павел Грачев заявил, что его текущей капитализации — 15 млрд рублей — недостаточно для их реализации.
В финансировании приоритетных проектов будет задействовано максимальное количество источников, заявили «Газете.Ru» в ВЭБе. Помимо собственного капитала фонда в проектах возможно участие самого ВЭБа через предоставление субординированных займов в капитал финансируемых проектов. В ближайшее время десять проектов по развитию Дальнего Востока будут профинансированы ВЭБом на сумму более 300 млрд рублей, заявил в апреле глава госкорпорации Владимир Дмитриев. ВЭБ также может выпускать гарантии в обеспечение привлекаемых компаниями займов.
Проекты получат поддержку и от дочки ВЭБа — Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Из 60 млрд рублей, выделенных РФПИ в прошлом году, 25 млрд будет направлено на инвестиции в проекты Дальнего Востока и Забайкалья.
В задачу Фонда развития Дальнего Востока также входит привлечение промышленных и финансовых инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китая, Кореи, Японии).
Фонд основывается на принципах возвратности вложений и разделения рисков с соинвесторами. Потенциальные соинвесторы, опрошенные «Газетой.Ru», не проявляют большого интереса к вложениям.
Принципиальное решение о строительстве ЛЭП длиной 7,5 км для энергоснабжения объектов Инаглинского угольного комплекса принято, подтвердил генеральный директор ООО УК «Колмар» (строит Инаглинский угольный комплекс) Андрей Чурин. Но механизм финансирования еще не определен и прорабатывается, признал он. «За чей счет будет осуществляться это финансирование, неизвестно», — согласен источник, знакомый с ходом реализации проекта. «Конечно, государству приятнее, если коммерческая организация построит все за свой счет, — иронизирует он. — Но если инфраструктуру кто-то строит, то все равно ее эксплуатируют госкомпании, то есть ФСК и РЖД».
«Нагружать собственный проект подобными инвестициями бессмысленно, это приведет к потере рентабельности», — защищает он коммерческие организации.
РЖД и ФСК называют наиболее вероятными партнерами Фонда развития Дальнего Востока и в финансирования строительства объектов транспортной и энергетической инфраструктуры в Бурятии, подтвердили в пресс-службе «Металлов Восточной Сибири» (структура ИФК «Метрополь», владеет Озерным ГОКом). Но собственного участия «Металлы Восточной Сибири» не подтверждает.
В «Мечеле» (владеет Нерюнгринским угольным разрезом) от комментариев отказались. АЛРОСА (развивает Таежный ГОК) и авиакомпания «Якутия» не ответили на запрос «Газеты.Ru».
В госкомпаниях, на инфраструктурные инвестиции которых рассчитывают коммерческие структуры, особого интереса к проектам не проявляют. «Перечисленные проекты являются комплексными проектами Фонда развития Дальнего Востока по развитию территорий и включают в основном подъездные пути для вывоза грузов к магистральным линиям», — сообщили «Газете.Ru» в РЖД, добавив, что в этих проектах госкомпания не участвует.
Единственный проект, в который РЖД может войти, — расширение моста через Амур. Но этот проект пока находится на ранней стадии, сообщили в монополии.
В ФСК отметили, что процедура согласования заявки на проектирование ЛЭП Нижнеангарск-Чара еще проходит. Судьбу остальных энергетических проектов в регионе компания не проясняет.
Низкую рентабельность дальневосточных проектов признавали и в правительстве. По словам министра экономического развития Андрея Белоусова, даже докапитализация фонда на 233 млрд рублей не приведет к росту инвестиционного интереса к ним. Рентабельность будет на уровне 7%, а для интереса частного бизнеса инвестнадбавка должна быть 13%, посчитал чиновник.
Сопротивление компаний представляется в некотором плане логичным, если взвесить все факторы, соглашается главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Решение вкладывать в развитие региона имеет под собой очень мощное политическое обоснование и меньше экономическое, объясняет она. «Инфраструктура находится сейчас в таком состоянии, что нужно очень много вложить и только через некоторое время получить обратно средства», — говорит Цепляева.
«Страна в принципе недоинвестирована, существует масса других проектов, которые быстрее и выгоднее», — считает аналитик.
Рано или поздно Дальний Восток будет проинвестирован, но силовым методом за счет государственных компаний, предполагает Цепляева.