Россия будет вынуждена ослабить рубль для восстановления экономического роста. У правительства просто нет другого выхода, уверены журналисты The Wall Street Journal (WSJ).
Курс рубля уже завышен, аргументируют в WSJ. В сравнении с валютами, относительно которых определяется курс, он неоправданно крепок в последние годы.
В сочетании с высокой инфляцией это приводит к тому, что производить товары в России становится дороже, чем за границей, и падает конкурентоспособность российской экономики. Поэтому ослабления рубля не избежать, уверены журналисты.
Искусственного понижения курса рубля в третьем квартале ожидают и игроки валютного рынка. И играют на опережение. После заявления министра финансов России Антона Силуанова, пообещавшего начать скупать валюту за рубли на свободном рынке, за два дня национальная валюта подешевела к доллару на 44 копейки.
Как отмечает WSJ, Кремль опасается любых резких движений в области валютной политики. Возможно, поэтому ряд чиновников сразу поспешили успокоить общественность.
«Мы просто переходим от нерыночного механизма к рыночному, — пояснил заместитель Силуанова Алексей Моисеев. — Его последствием может стать ослабление курса рубля, а может и не стать».
Вице-премьер Игорь Шувалов выразил мнение, что эти меры направлены не на девальвацию национальной валюты, а лишь на предотвращение ее чрезмерного укрепления. О том, что стоит бояться не ослабления, а укрепления рубля, заявил, выступая в Госдуме, и уходящий глава Центробанка Сергей Игнатьев. «Сейчас у нас очень большой, неестественно большой, ненормально высокий отток капитала, и он неизбежно сократится, — заявил он. — И при сохранении цен на нефть на нынешнем уровне это приведет, возможно, к укреплению рубля».
«Ослабление рубля приведет к ускорению инфляционных процессов, — оппонирует аналитик Lionstone Investment Services Ltd Андрей Цион. — Стоит ожидать роста цен на товары и услуги, обесценивания заработных плат».
Все делается под лозунгом ускорения экономического роста, однако на самом деле Минфин пытается хоть как-то выполнить те экономические обязательства, которые правительство анонсировало, считает аналитик.
Сейчас страна переживает самое серьезное с 2009 года снижение темпов развития. Международный валютный фонд (МВФ) третий раз за этот год понижает прогноз по росту экономики России, причем на этот раз резко — до 2,5% с 3,4% ВВП.
Но и ослабление рубля может не решить проблему экономического роста. «Мировая история показывает, что при ослаблении национальных валют идет лишь краткосрочное ускорение, а затем снова начинается снижение темпов роста экономики», — предупреждает Цион.
При этом у России, по сути, не остается других стандартных макроэкономических госрычагов для того, чтобы вдохнуть жизнь в свою недиверсифицированную, нефтезависимую экономику. Такова нынешняя конъюнктура. Тот же МВФ предупредил, что стране нельзя проводить денежно-кредитную экспансию, увеличивать госрасходы и госинвестиции, поскольку в условиях почти полностью загруженных мощностей это не поможет экономическому развитию, а лишь подстегнет инфляцию.
Таким образом, решение задачи ускорения экономического роста вообще выходит за рамки монетарных стимулов, отмечает начальник аналитического отдела инвестиционного департамента УК «Капиталъ» Андрей Верхоланцев.
Сколько ни понижай процент по кредиту для реального сектора, это все бесполезно, если некому его брать: экономике требуются институциональные изменения, например, улучшение инвестиционного климата, подчеркивает аналитик.