Индекс, рассчитываемый для доллара против семи основных мировых валют WSJ Dollar Index, снизился на 1,3% по итогам четверга. Евро вырос до четырехмесячного максимума в четверг, оказавшись выше уровня $1,33 за евро. Рост единой европейской валюты к доллару продолжается уже 6 дней подряд.
Японская иена по отношению к доллару укрепилась на 5% за неделю — это максимальный скачок с октября 2008 года. На торгах утром в пятницу курс иены повысился на 1,4%. Накануне рост составил 2,2% — максимальный дневной рост за последние два года.
В России курс доллара растет. В четверг он вырос на 15 копеек, за неделю — на 55 копеек. В пятницу прибавил еще 10 копеек, официальный курс на выходные — 32,24 рубля за $1.
Эксперты уточняют, что в случае с евро речь идет именно о падении доллара, а не об укреплении единой европейской валюты, поскольку улучшения макроэкономических показателей в еврозоне не наблюдается: уровень безработицы на рекордном уровне 12,2%, и в ряде стран наблюдается рецессия.
В четверг глава Европейского центробанка Марио Драги заявил, что никакие дополнительные стимулирующие меры не будут приняты, хотя прогноз по росту экономики еврозоны и инфляции ухудшен (оба параметра будут меньше, чем ранее ожидалось). Ставка рефинансирования оставлена на минимальном уровне 0,5%, хотя ранее обсуждалась возможность ее дальнейшего понижения до отрицательной величины. Первыми отреагировали биржи Европы — их индексы попадали на 1,2%. Начали падать фьючерсы на японские акции, а затем и сами акции: индекс Nikkei теряет 2%. Это заставило инвесторов искать спасения в иене, популярном убежище при колебаниях рынка.
У укрепления иены, скорее, внутренние негативные причины. Поводом для роста стал отказ премьер-министра Шинзо Абэ поведать детали готовящихся стимулирующих мер. Более того, он заявил, что третья часть стимулирующих мер, которой должно было стать смягчение регулирования для предприятий, не вступит в силу в ближайшее время. Министр финансов Таро Асо заявил в пятницу, что правительство не намерено в ближайшее время выходить с интервенциями на валютный рынок.
В России, как и в Японии, очевидно, есть внутренние причины падения доллара. Рубль укрепился не только к доллару, еще сильнее он укрепился к евро — на 1,18 рубля за неделю. Бивалютная корзина в целом (USD+Euro) за неделю подорожала на 2,3%.
Падению доллара в последнюю неделю предшествовал ощутимый рост курса доллара, достигший пика в конце мая. По индексу WSJ Dollar Index рост доллара с начала 2013 года составляет 4%.
В пятницу рынок ожидает выхода итоговых майских данных об уровне безработицы в США. Эта информация очень важна для рынка, поскольку от нее зависят сроки сворачивания программы стимулирования экономики, известной как «количественное смягчение».
«Японские акции и иена скорректировались до значений, на которых некоторые инвесторы могут начать покупки, — отмечает стратег Nissay Asset Management Исао Кубо, цитата по Bloomberg. — Но покупки не наблюдаются, поскольку рынок волатилен в ожидании новостей о безработице в США».
Курс доллара может пойти вверх, если данные окажутся лучше ожиданий, считают аналитики, опрошенные The Wall Street Journal.
Они ожидают, что количество рабочих мест увеличится на 169 000. «Получаете сильные данные... и рынок возвращается к «длинному» доллару», — говорит стратег Deutsche Bank Алан Раскин, имея в виду игру на повышение.
Рынки, напротив, теперь склонны плохо реагировать даже на хорошие новости. «Всего месяц назад ожидалось, что три ведущих центробанка (в США, Японии и еврозоне) втопят газ до отказа до конца года, но теперь этого нет, — говорит валютный стратег Morgan Stanley Габриэль Кок. — Это важно, поскольку люди видят меньше поддержки для рискованных активов».
«Это напоминает кризис 2008 года и совсем далеко от нормального развития событий, — говорит эксперт из FX Concepts Боб Сэвейдж газете Financial Times.
Глава JP Morgan Джеймс Даймон предупреждает, что мировые рынки захлестнет повышенная волатильность, когда центробанки вернут ставки в привычное русло. «Возвращение на нормальные уровни будет пугающим — будет волатильность», — отметил он.