Правительство на заседании в четверг рассмотрело планы работы министерств до 2018 года. Обновить планы поручил правительству президент Владимир Путин, предложив учесть свои указы от 7 мая прошлого года в качестве базовых.
«Планы подготовлены. Они необходимы для достижения показателей, которые содержатся в основных направлениях деятельности правительства и с учетом указов», — сообщил премьер Дмитрий Медведев.
Работа над планами велась в режиме существующих бюджетных и ресурсных ограничений. «Без создания новых расходных обязательств», — подчеркнул премьер.
«Люди должны знать, чем занимаются министерства и ведомства, какие вопросы решают. Это имеет значение и для диалога власти с обществом», — добавил Медведев.
По его словам, планы составлены так, что «эффект от их исполнения можно было бы «пощупать», понять, что получается, а в чем проблемы». За исполнением планов будет вестись мониторинг. «Информацию о ходе их исполнения предстоит сделать более доступной для общественного контроля», — пообещал премьер.
Все 15 министерств и 13 федеральных служб и агентств, руководство которыми осуществляет правительство, представили свои планы, уточнил в четверг вице-премьер Аркадий Дворкович. Остальные пять министерств, подчиняющихся президенту, направят свои планы Кремлю, минуя Белый дом.
По словам Дворковича, на контроле правительства остаются 129 поручений, данных во исполнение президентских указов от 7 мая прошлого года. Для их реализации в планах выделено 1679 ключевых событий. «Фактически по одному событию на каждый день», — посчитал вице-премьер,
добавив, что это слишком много и такое количество дел необходимо сократить в 3–4 раза, укрупнить или вынести некоторые из них в приложения к планам.
Первому вице-премьеру Игорю Шувалову понравились не все планы: «очень разные по своему качеству». Необходимо дополнить эти планы показателями, которые влияют на качество жизни обычных граждан и предпринимателей, считает Шувалов. Дополнений требуют, например, типовые планы Минздрава (когда кончатся очереди в детсады) и Минфина (как будет улучшаться налоговое администрирование).
Смягчать или как-то корректировать майские указы, увеличивать сроки, необходимые для их выполнения, Кремль не планирует, пояснял на прошлой неделе «Газете.Ru» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Публичными типовые планы министерств станут только после того, как их утвердит Путин. По этой причине министерства пока предпочитают держать свои планы в секрете. Но Минэкономразвития, например, еще в среду обнародовало проект своего плана и обсудило его на заседании ведомства в открытом для прессы режиме. План включает три десятка страниц и состоит в основном из законодательных инициатив, направленных на улучшение бизнес-среды.
План разбит и по годам (включительно до 2018 года), и поквартально. С указанием фамилий «ответственных за достижение цели». Обнаружить среди ответственных фамилию министра Андрея Белоусова не удалось, в плане указаны фамилии только его замов и глав департаментов.
Типовой план Минэнерго также не является секретом, он доступен на официальном сайте ведомства. Причем конечной точкой реализации путинских указов обозначен 2020 год. К этому времени Минэнерго планирует снизить энергоемкость ВВП не менее чем на 40% к уровню 2007 года. Но сам этот уровень не указывает.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов отчитался о подготовке типового плана на заседании правительства в четверг. Не менее 50 тысяч детей-сирот будут устроены в семьи до конца этого года, пообещал министр. В интернатах останется рекордно низкое за последние десять лет количество детей — не более 100 тысяч. Также в планах Минобрнауки вхождение в 2018 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов и другие проекты.
Детали плана Минфина стали известны только в четверг на заседании правительства, когда глава ведомства Антон Силуанов представил проект основных направлений налоговой политики на 2014–2016 годы. Но Силуанову сразу же пришлось выслушать критические замечания от члена экспертного совета при правительстве и бывшего главы налоговой службы Александра Починка.
Починок сначала поблагодарил Силуанова за то, что в документе были учтены многие предложения бизнеса, после чего заявил, что документ должен выглядеть по-другому. «Обязательно должен быть раздел «Итоги прошлого года», результаты — что получилось, что не получилось, оценка», — порекомендовал Починок.
Но раздел про итоги не содержит ни один типовой план, и маловероятно, что Минфин и тем более другие министерства успеют внести необходимые поправки.
Детальный план (имеется в распоряжении «Газеты. Ru») подготовил Минздрав. Например, смертность от болезней системы кровообращения из расчета на 100 тыс. населения в 2013 году составит 723 человека, а в 2018 должна снизиться до 649. Но почему-то Минздрав записал себе в актив снижение смертности от ДТП — с 12,3 чел. в этом году до 10,6 чел. в 2018-м.
В Минсельхозе «Газете.Ru» сообщили, что дорабатывают план и потому не готовы выводить его в публичное пространство. Но базируется типовой план на доктрине продовольственной безопасности России, и в нем ставится задача повышения конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях присоединения к ВТО, пояснили в Департаменте экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза.
Планирование деятельности — нормальная бюрократическая процедура, отмечают эксперты. «Слово «бюрократ» стало ругательным, но на самом деле процедурные вопросы, регламенты деятельности — важнейшая составляющая эффективной работы», — говорит начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки компании «Солид» Михаил Королюк. Но сама процедура составления типовых планов напоминает советскую практику госуправления. «Культура формирования планов не на один год, а на обозримое будущее была еще с советских времен, от нее отказались, потому что эти планы часто базировались на кампанейщине или на директивных решениях типа «умри, но сделай!», — говорит партнер «Грант Торнтон» Игорь Пикан.
Сейчас трудно прогнозировать реальную эффективность такого подхода, поскольку формирование планов происходило на фоне активизации оппозиционного движения в стране и более благоприятных ожиданий конъюнктуры сырьевых рынков, отмечает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров, добавляя, что персональная ответственность, на которой настаивает президент, может позитивно сказаться на качестве госуправления. Но вряд ли этот фактор может стать новым драйвером роста российской экономики, а без пятипроцентного роста ВВП реализация майских указов все равно останется под вопросом, добавляет Ковжаров.