Совет директоров Банка России 15 мая 2013 года принял решение сохранить ставку рефинансирования на уровне 8,25% годовых без изменений. Но на 0,25 процентного пункта снизил ставки по всем своим долгосрочным операциям (на сроки от 3 месяцев до года).
«Указанное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста», — традиционно сообщил департамент внешних и общественных связей ЦБ. При этом инфляция хоть и превышает целевой диапазон (5–6%), но ее снижение может произойти во втором полугодии. Перспективы же экономического роста вызывают у регулятора вопросы.
Годовая инфляция, по оценке регулятора, на 13 мая 2013 года составила 7,2%. Базовая инфляция составила в апреле 5,7%. Темпы инфляции связаны, прежде всего, с ростом цен на продовольственные товары и динамикой отдельных регулируемых цен и тарифов, отмечает регулятор.
«При текущей направленности денежно-кредитной политики, а также при отсутствии негативных шоков на рынке продовольствия темпы инфляции вернутся в целевой диапазон во втором полугодии 2013 года», — отмечается в пресс-релизе регулятора.
Меньше позитива в динамике основных макроэкономических показателей, признают в ЦБ. Рост российской экономики в первом квартале 2013 года продолжает замедляться. Объем промышленного производства не увеличился по сравнению с первым кварталом 2012 года, слабой остается инвестиционная активность. Ответственность за торможение российского роста ЦБ, который в последнее время все чаще обвиняется в его сдерживании, частично перекладывает на мировые тенденции.
«Сохраняются риски замедления роста экономики, связанные в том числе с медленным восстановлением деловой активности в мире», — сообщают в пресс-службе ЦБ.
Вместе с тем состояние рынка труда и динамика кредитования продолжают выступать факторами поддержки внутреннего спроса, отмечает регулятор.
Одним из вероятных следствий продолжительного замедления темпов роста российской экономики может стать более заметное снижение инфляции, что может потребовать существенного ослабления денежно-кредитной политики, говорилось в докладе ЦБ о монетарной политике.
По поводу наделения ЦБ задачей по поддержанию экономического роста ведется широкая дискуссия. Риторика обострилась после того, как обнаружилось, что российская экономика растет заметно медленнее ожиданий. Минэкономразвития в апреле ухудшило прогноз роста ВВП на 2013 год до 2,4% с 3,6%.
На совещании о мерах стимулирования экономического роста у первого вице-премьера Игоря Шувалова министр Минэкономразвития Андрей Белоусов предлагал скорректировать монетарную политику регулятора, писали «Ведомости». Для этого ЦБ должен снизить ставки и держать их на умеренном уровне, а чтобы коммерческие банки не повышали конечную ставку кредита, ЦБ следует публиковать индикативные ставки по ним.
Жесткая денежно-кредитная политика ЦБ снижает темп экономического роста страны, но она оправданна, заявил в ходе прямой линии с россиянами президент Владимир Путин. Ранее помощник президента Эльвира Набиуллина, утвержденная Госдумой на пост будущего главы ЦБ, заявила, что с ее приходом одной из главных задач денежно-кредитной политики станет стимулирование экономического роста в стране.
Но против включения задач по поддержанию экономического роста в мандат ЦБ выступил сам ЦБ и Минфин. «Любые меры, которые скомпрометировали бы возможность Банка России по борьбе с инфляцией, были бы вредны для обеспечения долгосрочного роста», — комментировал предложения Минэкономразвития заместитель министра финансов Алексей Моисеев. «Никто не спорит, что с помощью монетарной политики можно добиться хороших темпов на коротком горизонте. Но после этого последует либо кризис, либо рецессия», — предупреждал зампред ЦБ Сергей Швецов.
«С точки зрения роста ВВП снижение (долгосрочных) ставок ЦБ мало что может дать», — констатировал главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов. Вместе с этим, понижая второстепенные ставки, ЦБ дает понять, что готов снизить и ключевые ставки, считает он. Но снижение даже основных ставок не решит проблем экономического роста, они носят немонетарный характер — нужны структурные реформы, говорит Морозов.
Если инфляция снизится, то ЦБ пойдет на снижение основных ставок, считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Это может произойти в июне, прогнозирует она. «Снижение ставок не даст экономического эффекта, это больше мера психологической поддержки», — говорит аналитик.
Процентные платежи составляют около 2,5% от общей суммы расходов бизнеса, подсчитал научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. «Если предприятия сократят какие-то более серьезные издержки, то окажется, что процентная ставка не играет такой большой роли», — дает он рецепт экономического роста.