Выделение регионам дополнительных денег на строительство детских садов и бюджетные кредиты не спасет ситуацию с исполнением президентских указов. Регионам на эти цели не хватает 700 млрд рублей, заявил председатель Счетной палаты Сергей Степашин на слушаниях в Госдуме по поправкам в бюджет на 2013 год.
Поправки предполагают распределение экономии бюджета в размере около 126 млрд рублей, части антикризисного резерва — почти 46 млрд рублей и других расходов — на 80 млрд рублей. В частности, 50 млрд рублей будут выделены регионам на дошкольное образование. Эти деньги в том числе пойдут на строительство детских садов и позволят обеспечить 175 тыс. мест, рассчитывают в Минфине.
32 млрд рублей будут даны регионам в виде бюджетных кредитов. Ранее, напомнил Степашин, еще 39 млрд рублей бюджетных кредитов были реструктуризированы.
«Центр пухнет, субъекты тухнут», — охарактеризовал ситуацию депутат от ЛДПР Владимир Овсянников.
«Возьмите инновационные модельные проекты в регионах — ну нет у них на это денег», — говорил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»).
Глава Минфина Антон Силуанов призвал депутатов не волноваться до осени.
На реализацию прошлогодних майских указов в этом году регионы должны потратить 400 млрд рублей. 150 млрд рублей этих затрат покроет федеральный бюджет: 100 млрд рублей уже зарезервированы и 50 млрд рублей будут перечислены на детские сады после одобрения поправок. Кроме того, в Минфине надеются на получение регионами дополнительных доходов, которых будет достаточно на социальные выплаты. «Если ситуация будет меняться не в лучшую сторону, мы вернемся к этому вопросу осенью и примем необходимые решения», — успокоил депутатов Силуанов.
Всего же на финансирование указов в федеральном бюджете на этот год выделено 360 млрд рублей, напомнил министр.
Степашин оптимизма не разделяет. По его словам, обсуждаемые в среду допрасходы не снимают ряда системных рисков, которые могут осложнить исполнение бюджета на этот год. Замедление темпов роста экономики, недополучение доходов от приватизации, вывод капиталов в офшоры, неэффективные расходы бюджетных денег (глава Счетной палаты упомянул «Сколково», «Роснано» и «Курорты Северного Кавказа»), узкий круг получателей госгарантий и долгий процесс их предоставления — все это может привести к недополучению доходов.
Объем поступлений в первом квартале оказался ниже прогнозируемого на 316 млрд рублей, или 2,5% расходов, указал Степашин.
У Счетной палаты есть несколько рецептов. Первый — несмотря на невыполнение планов по приватизации, не торопиться с продажей долей в крупных компаниях. Реализация пакетов «Роснефти» и РЖД без должной подготовки лишь усугубит структурные проблемы экономики, считает Степашин. Дополнительные деньги, по его словам, можно получить от деофшоризации экономики, убеждает он.
Объем внешнеторговых операций российских компаний через офшорные юрисдикции — $321 млрд рублей, сказал Степашин. Счетная палата предлагает ввести налог на такие операции. Эффект оценивается в $46 млрд.
Кроме того, необходимо активнее использовать бюджетную политику для стимулирования экономического роста, заявил Степашин. А бюджетные расходы инвестиционного характера должны иметь финансово-экономическое обоснование, считает глава СП, а также вносить изменения в перечень строек, предусмотренных госпрограммами и федеральными целевыми программами. Эти документы Степашин считает непроработанными. В частности, записанный в них уровень софинансирования расходов регионами для многих субъектов неподъемный. Так, по программе расселения аварийного жилья уровень вложений регионов увеличен до 70%. Не хватает денег и на капитальный ремонт. Госдума ранее просила правительство выделить в 2013–2015 годах из допдоходов на эти цели 28,8 млрд рублей, напомнили в думском комитете по жилищной политике. Но в представленных поправках этих денег нет.