Госдума приняла спорные поправки к законопроекту о рекламе, регулирующие деятельность операторов наружной рекламы, сразу во втором и третьем чтении. В пятницу за принятие закона депутаты проголосовали единогласно.
Поправки продлевают заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок от 5 до 10 лет (действующим законом предусмотрены максимум пятилетние контракты).
Точные сроки будут устанавливать местные органы самоуправления, они же будут проводить торги на право размещения и установки наружной рекламы.
В первом чтении законопроект предполагал увеличение срока договоров до 15 лет, что вызвало возражения представителей малого и среднего бизнеса. Они утверждали, что заключать такие долгосрочные договоры смогут только крупные операторы. Чиновники парировали, что удлинение сроков позволит стабилизировать ситуацию на рынке.
Согласно принятому закону, рекламные конструкции будут размещаться в соответствии со схемами, которые органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить до 1 января 2014 года.
Если уже установленная конструкция не будет соответствовать схеме, оператору наружной рекламы придется ее демонтировать. Владельцу конструкции за счет бюджета будет выплачена компенсация, включающая затраты на демонтаж и сумму по договору из расчета оставшихся дней. Оператор, правда, вправе будет оспорить постановление о демонтаже. Но новая норма – сначала демонтаж, потом суд – явно противоречит постановлению Верховного арбитражного суда. Пленум ВАС осенью постановил, что демонтировать конструкции, в том числе незаконно установленные, можно только по решению суда. Чиновники видят в ужесточении порядка только пользу. «Поправки дают нам возможность наводить в городе порядок и самостоятельно принимать решения по демонтажу, а не оглядываться на уловки операторов наружной рекламы», — заявил «Газете.Ru» руководитель московского департамента средств массовой информации и рекламы Владимир Черников.
Помимо досудебного демонтажа рекламных конструкций закон предусматривает многократное — с 5 тысяч до 500 тысяч – 1 млн рублей – увеличение штрафа за отсутствие разрешительной документации.
«Установить штрафы в миллион рублей за незаконное размещение рекламы – это безумие. Это большие деньги и для московских операторов, а для региональных компаний выплата такого штрафа равносильна закрытию бизнеса, учитывая то, что в законопроекте не прописаны меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Они будут банкротить компании. Это коррупционная мера, она будет способствовать злоупотреблениям», — прокомментировал эту норму «Газете.Ru» исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков.
Зато закон разрешает размещение рекламы на объектах культурного и исторического наследия. Поправки, запрещающие размещение рекламы на архитектурных памятниках, были отклонены, поскольку в законодательстве не прописано точное определение «территории достопримечательных мест».
«Поправку отклонили на смешных основаниях. Ни в одной стране мира не размещается реклама на исторических зданиях», — сказал Крючков.
Владимир Черников не видит проблемы и в этой норме. По его словам, в Москве рекламу на исторических зданиях размещать нельзя согласно принятым в столице схемам. Местные органы самоуправления вправе ввести такой же запрет, уверен он. «В Москве правила установки и эксплуатации рекламных конструкций предусматривают запрет на размещение рекламных конструкций в зонах ЮНЕСКО. В других зонах размещение возможно, если его согласует Москомархитектура. Мы обошлись без этой поправки, но бывают случаи, когда необходимо разовое размещение рекламы на памятниках архитектуры, и в этом нет ничего страшного», — уверен московский чиновник.
Также в законе не прописано ограничение числа операторов наружной рекламы с иностранным капиталом. Ранее депутаты предлагали предпринять меры, которые позволили бы таким операторам занимать не более 30% от объема рынка. Среди отклоненных поправок и обязательство операторов раскрывать данные о своих учредителях перед участием в торгах. Это может способствовать тому, что рекламные места будут выкупаться компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, опасается Крючков.
В законопроекте не прописаны меры по поддержке представителей малого и среднего бизнеса. Ранее депутаты предлагали 60% рекламных конструкций распределить между ними, но предложения остались неуслышанными. На прошлой неделе операторы наружной рекламы предупредили: их могут ждать массовые банкротства в случае, если их интересы не будут учтены в поправках. Отраслевые организации в среду направили соответствующее письмо с просьбой поддержать в законе квотирование лотов для малого и среднего бизнеса .
Сейчас 80% рекламных конструкций в стране приходятся на долю малого и среднего бизнеса. Без его поддержки на рынке произойдет передел в пользу иностранных рекламных холдингов, малый и средний бизнес обанкротятся, а тысячи сотрудников потеряют рабочие места, предупредили предприниматели.
«Владельцами рекламных конструкций в России станут крупные рекламные холдинги, в том числе зарубежные, обладающие колоссальными денежными средствами и не заинтересованные в рекламе российских товаропроизводителей», — говорится в письме.
Муниципальные органы смогут сами определять количество лотов для малого и среднего бизнеса в зависимости от состояния рынка, уверяет Черников: «Все должно определяться законами экономики и рынка, а не административным управлением или действиями чиновников. Мы предусмотрим лоты для малого и среднего бизнеса в размере 10% от общего объема конструкций. В Москве рынок давно вышел за рамки малого и среднего бизнеса, но в каких-то городах доля малого и среднего бизнеса в лотах может составлять 40–50%».
В первом чтении поправки были приняты в ноябре 2012 года в версии депутатов «Единой России» Виктора Звагельского и Заура Аскендерова. Тогда Госдума приняла законопроект, на который был получен отрицательный отзыв государственно-правового управления. Поправки, которые не подверглись изменению: запрет на размещение рекламы в виде графических изображений на внешних стенах зданий, остановках и тротуарах. Документ также упрощает процедуру демонтажа рекламы и запрещает размещать ее на транспортных средствах.
В то же время необходимость в принятии закона была довольно острой: в 2013 году истекают договоры на 90% рекламных конструкций в стране и нужно проводить новые аукционы. Московские чиновники осенью 2012 года пытались провести аукцион на афишные стенды, но дважды были вынуждены его отменить из-за претензий со стороны ФАС. На тендер были выставлены все московские афиши (более 7 тысяч рекламных мест) и заявлена стартовая цена в размере 700 млн рублей. Участники рынка жаловались, что заплатить всю сумму смогут только несколько компаний, и требовали разбить лот на несколько.
В целом новый закон будет способствовать улучшению визуального облика городов, уверен управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев: «Заложены основы планирования размещения рекламных конструкций, регламентируются взаимоотношения операторов и муниципалитетов при работе со схемами размещения рекламных конструкций. Это уже позволит избавиться от визуального хаоса и устаревших форматов на улицах городов».
Но схемы усложнят. «Теперь закон не защищает не только интересы малого и среднего бизнеса, но и интересы крупных игроков. Компенсации в законе четко не прописаны. В любой момент можно изменить схему, что не прибавит привлекательности для инвесторов, — говорит председатель рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате, глава фирмы «Грант» Ирина Матысяк. — Закон повысил полномочия чиновников: они определяют допустимые типы и размеры конструкций. Это задержит развитие отрасли, и компании не смогут предложить клиентам никакого нового продукта».