Финансовая корпорация «Открытие» отказалась от слияния своего одноименного банка с Номос-банком, объяснив решение неэффективностью первоначальной концепции сделки. Решение озвучил предправления Номос-банка Вадим Беляев 22 апреля на встрече с сотрудниками банка, сообщил источник в банке. В ФК решили сохранить три отдельных банка — банк «Открытие», Номос-банк и Ханты-Мансийский банк (ХМБ).
«Мы считаем, что такая структура позволит каждому из банков сконцентрироваться на приоритетных для него сегментах», — заявил старший вице-президент Номос-банка Алексей Карахан. «Номос» продолжит взаимодействие с корпоративными клиентами, банк «Открытие» сфокусируется на рознице, а ХМБ продолжит оперировать в Ханты-Мансийском и Тюменском регионах, объяснил он. В течение 2013—2014 годов между банками произойдет перераспределение клиентских портфелей, а также сети отделений.
Объединение повлияло бы на гибкости в принятии решений, сказал Карахан. «Чем меньше масштаб, тем легче управлять», — выразил он идею дальнейшего развития. Основной причиной смены намеченного курса в Номос-банке назвали утверждение в конце прошлой недели стратегии по дальнейшей интеграции, в которой принимали участие глобальные консультанты из консультационного бюро Oliver Wymann.
ФК «Открытие» не отказывается от планов по консолидации до 100% Номос-банка. Процесс консолидации акций «Номоса» будет закончен в течение двух лет, настаивает Карахан.
Раньше планировалось объединить все банковские активы в один банк на базе Номос-банка, но в итоге на его базе будет создана банковская группа из трех финансовых организаций. «Номос» будет владеть контрольным пакетом акций в банке «Открытие» и Ханты-Мансийском банке. Самого бренда Номос-банк до конца 2013 года не станет, сообщил Карахан.
Планируется сохранить и листинг бумаг Номос-банка в соответствии с регуляторными требованиями тех юрисдикций, где они торгуются, сказал представитель Номос-банка. При этом планы объединенного банка по IPO становятся неактуальными: юридически единого банка не будет. Если московский листинг «Номоса» остается, то банковская группа, объединенная на его базе, может провести SPO, уточнил источник, близкий к банку.
О намерении консолидировать 100% акций Номос-банка ФК «Открытие» объявила после того, как в августе прошлого выкупила у чешской группы PPF 19,9% банка. План объединения предполагал слияние «Номоса» с его «дочкой» — Ханты-Мансийским банком и банком «Открытие».
Капитал объединенного банка составил бы около $4 млрд. Таким образом банк мог стать вторым по величине частным банком, составив конкуренцию Альфа-банку (совокупный капитал согласно МСФО за 2012 год составляет $4,2 млрд). В дальнейшем объединенный банк собирался провести IPO.
Процесс интеграции сопровождался кадровыми изменениями. Совладелец ФК «Открытие» Вадим Беляев был утвержден наблюдательным советом Номос-банка на должность президента банка. Набсовет также избрал Дмитрия Ромаева, Евгения Данкевича и Елену Будник членами правления банка. Помимо этого Дмитрий Ромаев был назначен главным исполнительным директором (Chief Executive Officer) Номос-банка, совмещая должность с позицией финансового директора ФК «Открытие». Председатель совета директоров банка «Открытие» Евгений Данкевич занял должность первого заместителя президента «Номоса», а зампред правления банка «Открытие» Елена Будник возглавила в «Номосе» розничный и малый бизнес.
Крупнейшие российские банки объединились довольно давно, а последний пример слияния массивных финансовых структур — объединение МДМ-банка и Урса-банка, которое расценивается экспертами как неудачное, объясняет нерешительность ФК «Открытие» Наталья Березина из «Уралсиб Кэпитал». Но неочевидно, для чего «Номосу» покупать контрольный пакет в банке «Открытие», признает аналитик. «Капитал «Номоса» вряд ли выдержит такую покупку без допэмиссии», — считает Березина. Это может быть сделка по обмену акциями: ФК передает «Номосу» банк «Открытие», за что получает долю в «Номосе», предполагает она.
Изменение структуры сделки может быть связано с желанием избежать досрочного выкупа облигаций, который возникает при объединении и смене юридического лица, считает начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий. «Это (отмена объединения) может быть связано и с желанием сохранить достаточно раскрученные акции Номос-банка на бирже», — не исключает он.
Очень похоже, что акционеры еще не разобрались в структуре сделки, предполагает Марк Рубинштейн из ИФК «Метрополь». Главный позитивный эффект от того, что объединения банков не будет: у «Номоса» остаются обращаемые на бирже бумаги, говорит аналитик. «Если будет принято решение проводить размещение акций материнской структуры — ФК, то наличие «дочки» с листингом поможет в оценке бизнеса инвесторами», — объясняет он.
В течение дня бумаги «Номоса» потеряли около 4,5%, но к концу торговой сессии поднялись на 2,56%.