Александр Киселев покидает пост генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Почта России», объявило Минкомсвязи. Источник, близкий к главе «Почты России», сообщил, что еще утром в пятницу Киселев не получал официальных документов об отставке и не знал об официальной дате увольнения.
Киселев руководил оператором с 12 февраля 2009 года. В «Почту» он пришел с должности генерального директора «Связьинвеста».
О том, что Киселев может покинуть свой пост, «Газета.Ru» писала еще в марте. Тогда сменить главу «Почты России» предложило Министерство связи и массовых коммуникаций — премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал инициативу и поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу проработать это предложение. Среди возможных преемников называли президента компании Tele2 Дмитрия Страшнова, которого также называли кандидатом на пост главы «Ростелекома». Но сам Киселев информацию о своей отставке назвал слухами и уверял, что не собирается покидать пост. «Это неправда. Не верьте этим слухам», — говорил он «Газете.Ru» в марте.
Именно Страшнова в пятницу назначили руководить «Почтой». Приказы об отставке Киселева и назначении Страшнова были подписаны в один день — 19 апреля.
Ранее в Минкомсвязи по поручению премьер-министра подготовили проект реформы почтового оператора. В начале апреля ФГУП было передано из ведения Россвязи под контроль министерства.
Главным достижением Киселева на посту руководителя «Почты России» ее представители называют «остановку деградации федеральной почтовой связи, стабилизацию финансового положения национального почтового оператора и возобновление его развития».
Под руководством Киселева почта разработала собственную стратегию развития, ее представили инвесторам в конце прошлого года. В ближайшие годы оператор намерен сконцентрироваться на росте объемов и прибыльности бизнеса, говорится в стратегии. Почта планирует строительство десяти новых автоматизированных сортировочных центров (АСЦ) почтовых отправлений. На сегодняшний день немецкий концерн Siemens реализовал проект сортировочного центра в Санкт-Петербурге, а итальянская SELEXAlsag — в Подольске. Сейчас строится третий центр, в Ростове-на-Дону. К 2015 году АСЦ планируется построить в Новосибирске, Минеральных Водах, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Воронеже, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске и Владивостоке.
В городах, где есть недостаток отделений «Почты России», компания намерена оптимизировать сеть.
Среди других предложений рассматриваются интеграция сетей почтамтов в торговые центры, вокзалы и другие места высокой проходимости, где также может осуществляться выдача почтовых отправлений. В долгосрочной перспективе «Почта России» намерена выйти из сегмента розничных продаж товаров народного потребления. Сейчас в региональных отделениях ФГУП продаются продукты питания и бытовые товары, но оператор сетует на снижение маржинальности.
Новое направление в работе «Почты России» — доступ к муниципальным и государственным услугам. Но проект «Почтового банка», одного из основных высокодоходных направлений развития, заморожен, говорил в конце 2012 года источник «Газеты.Ru», ссылаясь на данные менеджмента. Пока «Почта России» развивает агентскую схему продажи почтово-банковских услуг: размещение средств на депозитах, оформление кредитов и страховых полисов.
В то же время «Почта России» не справляется с потоком корреспонденции. Из-за роста популярности электронной коммерции в первом квартале 2013 года увеличились объемы входящей почты, в том числе международной. В начале апреля на территории московских аэропортов скопилось более 500 тонн посылок (по данным на 12 апреля), большая часть нагрузки пришлась на аэропорт Шереметьево, где застряло 280 тонн посылок. В «Почте России» в масштабных задержках обвинили Федеральную таможенную службу (ФТС). По утверждению представителей почтового оператора, таможня не успевает обрабатывать такое большое количество посылок. Но ФТС обвинения отрицают: таможенники говорят, что не принимают корреспонденцию, так как «Почта России» не успевает разгрузить помещения и не вывозит в необходимых объемах посылки. 11 апреля «Почта России» сообщила, что рассчитывает решить проблему в аэропортах за две недели: в планах компании было арендовать новые склады и нанять дополнительных сотрудников.
О том, что количество получаемых из-за рубежа посылок стремительно растет, «Почта России» предупреждала еще год назад, говорят в компании. По ее данным, количество посылок за год увеличилось в два раза.
До сих пор разрешить проблему с застрявшими в аэропортах посылками «Почте России» не удалось. Ситуация обострилась настолько, что пришлось созывать совещание у вице-премьера Дворковича.
В начале апреля 2013 года «Почта России» предложила расширить спектр оказываемых госуслуг и дополнить их оформлением и выдачей паспортов, регистрацией имущества в режиме «одного окна». Мера позволила бы организовать многофункциональные центры оказания услуг в деревнях и селах с плохо развитой социальной инфраструктурой. Минэкономразвития поддержало эту инициативу. Практика работы «Почты» в режиме «одного окна» уже опробована в Чувашии, Удмуртии и Марий Эл, причем расходы на содержание центров взяли на себя местные власти.
От нового руководителя «Почты России» будет зависеть ее будущее. На данном этапе компания отстает от зарубежных почтовых сервисов, говорит президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский. «Почте России» пора становиться современной и переходить на европейские стандарты, поэтому дальнейшее развитие будет зависеть от будущего руководства», — полагает эксперт. Кандидатуру Страшнова он поддерживает. «Страшнов очень амбициозный, и у него хороший опыт управления в европейских компаниях», — указывает Домбровский.
«Перед Страшновым ставят большие задачи, и без финансовой поддержки и тесного сотрудничества с «Ростелекомом» и Минкомсвязи реализовать эту стратегию будет невозможно. Но без государственных субсидий «Почта России» не сможет существовать», — говорит эксперт.
«В «Почте России» был целый комплекс проблем, связанных с операционной деятельностью, организацией логистики и так далее. Но они не решатся быстро», — говорит аналитик ИФК «Открытие» Александр Венгранович. Кандидатуру нового руководителя он оценивать не берется. «Такие же ожидания были и от текущего руководства, поэтому трудно оценивать пока возможности нового» , — добавил эксперт.
В интернет-магазине Ozon.ru надеются, что «Почта России» в первую очередь сконцентрируется на улучшении системы доставки товаров. «Новый руководитель организации должен быть человеком из бизнеса, который знает потребности компаний», — говорят в компании.