В России нет ни эффективного воспроизводства лесов, ни активного их использования, ни полноценной охраны, ни неотвратимости наказания за варварские рубки. Такие проблемы на заседании президиума Госсовета в Улан-Удэ обозначил президент Владимир Путин. Ежегодный вклад лесной отрасли в ВВП снижается год от года: если в 2003 году это было 2,3% ВВП, то в 2012-м — уже 1,6%, сказал он. А Россия — крупнейшая лесная держава и самые мощные «зеленые» легкие Земли, заявил глава государства. «Можно сказать, что это ключевой фактор поддержания экологического равновесия на планете», — отметил Путин.
Государство готово потратить на приоритетные проекты в отрасли 400 млрд рублей. Отобрано 118 таких проектов, но реализуется только 26. Остальные существуют только на бумаге или в начальной стадии, посетовал Путин.
Негативная картина — результат децентрализации лесной отрасли, сказал он. За последние 20 лет лесную отрасль переподчиняли четыре раза. В 1990-е годы лесоуправление было передано районным управлениям в регионах, затем эти функции перешли на уровень регионов. С 2004 года управление лесами было передано на федеральный уровень. Лесной кодекс, принятый в 2006 году, вновь передал управление и надзор за лесами на региональный уровень.
«Из-за недальновидных, непродуманных финансовых, кадровых, управленческих решений в лесоустройстве процветают начетничество и коррупция», — сокрушался глава государства.
Лесные аукционы проводятся непрозрачно. «Их выигрывают прежде всего структуры, приближенные к власти и к посредникам», — заявил Путин. Живущим рядом с лесом людям приходится унижаться перед чиновниками, сказал он. Арендаторы же часто просто разоряют лес, не зачищают угодья (Путин сам видел кору и ветки) и уродуют их тяжелой техникой. Частично это связано с небольшим сроком аренды — 49 лет. Он позволяет снять только один урожай леса, а дальше непонятно, что делать, указал Путин. Незаконные рубки за последние пять лет увеличились на 66%, они выявляются лишь на 60% угодий, но и эти данные неполные. Краденый лес в России продать можно без проблем, констатировал президент.
«Получается, что Федеральное агентство лесного хозяйства и ряд субъектов федерации предоставляют намеренно искаженную информацию, а правоохранительные органы работают неэффективно, а подчас просто бездействуют», — сказал он.
По данным МВФ, незаконно ежегодно вырубается от 30 до 70 млн т древесины. Это на порядок больше, чем показывает официальная статистика, указал директор Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин.
Губернатора Амурской области Олега Кожемяко волновали проблемы возврата НДС компаниям, работающим в приграничных (например, с Китаем) регионах. Из-за пробелов в законодательстве компании, работающие с китайскими партнерами, уходят от таможенных пошлин и имеют возможность оптимизировать налоги. «А мы им еще и НДС возвращаем!» — возмущался Кожемяко. Это предложение поддержал Андрей Клепач, замминистра экономического развития. «Мы предлагали ввести частичный возврат НДС при экспорте круглого леса, но не нашли поддержку Минфина», — уточнил Клепач. Замминистра финансов Андрей Иванов попытался убедить Путина, что тема возврата НДС так просто не регулируется.
Путин поручил дискуссии прекратить и согласиться с позицией губернаторов и Минэкономразвития.
Принять волевое решение президенту пришлось еще раз — при обсуждении проблемы субсидирования процентных ставок по приоритетным инвестиционным проектам. Эту тему обозначил губернатор Архангельской области Игорь Орлов. «Бизнес не понимает, будет ли поддержка правительства в части субсидирования ставок в дальнейшем?» — спрашивал глава региона. Министр торговли и промышленности Денис Мантуров возражал: у федерального центра не было таких обязательств по субсидированию ставки. Ясность внесла помощник президента Эльвира Набиуллина, помощник президента. Она назвала номер постановления правительства, по которому правительство берет на себя обязательство субсидировать ставки по приоритетным лесным проектам. Автор — Минэкономразвития.
Путин повернулся к Клепачу и задал вопрос: «На фига тогда такое постановление выпускать?! Породили только ожидание у бизнеса. Люди ждут. Раз положено — дайте. Здесь же не зона. Это на зоне так: положено мясо? Да, положено. Но нет. Чего орете?!»
Депутат Госдумы Владимир Кашин предложил создать отдельное министерство по лесному хозяйству — министерство леса. Но его никто из членов Госсовета не поддержал. В том числе и глава Новгородской области и глава рабочей группы по подготовке к Госсовету Сергей Митин. Ранее он говорил, что необходимо создать отдельное министерство лесной промышленности и об этом он доложит Путину на Госсовете. Правда, Митин поднял тему лесных пожаров: от них убытков больше, чем от незаконных рубок. Проблема в том, что на одного лесничего приходится в среднем по 50 га леса, считает губернатор. «Сейчас был в двух небольших хозяйствах, там вообще никакой пожарной охраны, кроме них самих. Они там с кайлом бегают — и вся охрана», — соглашался президент.
Руководитель Рослесхоза Виктор Масляков согласился со всеми высказанными замечаниями и взял на себя ответственность за неэффективную реализацию Лесного кодекса.
Чиновник пожаловался президенту на Минприроды: ведомство, по утверждению Маслякова, тормозит несколько законодательных инициатив. Например, по созданию биржевой торговли лесом. Министр природных ресурсов Сергей Донской критике противопоставил план законодательных инициатив. Ведомство действует в соответствии с этим графиком, парировал Донской.