Продажи персональных компьютеров в первом квартале упали на 13,9%, до 76,3 млн штук, говорится в исследовании International Data Corporation (IDC). Это самое большое падение продаж, зафиксированное с начала отслеживания данных в 1994 году, и на 7,7% хуже прогноза аналитиков IDC.
Самым крупным поставщиком ПК остается Hewlett-Packard (HP), но в первом квартале 2013 года компания сократила поставки на 23%. Компания сократила долю на рынке с 17,7% до 15,7%. Второе место по объемам продаж ПК на рынке занимает компания Lenovo — 15,3%. Это единственная компания, которая в первом квартале не сократила поставки персональных компьютеров. В IDC эту тенденцию объясняют агрессивным маркетингом. На третьем месте компания Dell, которая занимает 11,8% рынка. Продажи компании упали на 10,9%. Доля Aser — 8,1%, продажи упали на 31,3%. У Asus 5,7% рынка, продажи упали на 19,2%.
«Такое резкое снижение продаж — тревожный фактор, — говорит директор по исследованиям IDC Дэвид Дауд. — Отрасль переживает критический период, и необходимо принимать стратегические решения для того, чтобы бороться с распространением альтернативных устройств и создавать ПК, актуальные для потребителей».
По данным аналитической компании Gartner, продажи компьютеров в первом квартале упали на 11,2%. В компании уточняют, что это худшие показатели с 2001 года. Падение спроса на персональные компьютеры в компании объясняют популярностью планшетов и смартфонов.
Кроме роста популярности смартфонов и планшетов в падение продаж персональных компьютеров эксперты винят неудачный запуск осенью 2012 года Windows 8 компании Microsoft, которая поставляет операционное обеспечение для большинства производителей компьютеров. Программное обеспечение разработано в большей степени для планшетов и не подходит для работы в персональными компьютерами. Фактически новое ПО от Microsoft усугубило спад.
«Очевидно, что запуск Windows 8 не столько дал позитивный импульс, сколько спровоцировал замедление рынка. Некоторые потребители оценят новые функции, сенсорные возможности и радикальные изменения в Windows 8, в том числе удаление всем знакомой кнопки «Пуск», — говорит вице-президент IDC Биб О'Деннел. — Но им не удалось сделать более привлекательный продукт по сравнению с планшетами и другими конкурирующими устройствами. Microsoft придется принять сложное решение о том, что делать дальше, если компания хочет оживить рынок ПК».
Реакция на Windows 8 — отражение негативных настроений пользователей, говорит аналитик IDC Джей Чоу.
В Microsoft утверждают, что вносят на рынок инновации. «Рынок персональных компьютеров очень динамичный и быстро развивается. Вместе с нашими партнерами мы продолжаем вносить большее число инноваций на рынок планшетов и ПК»,— цитирует The Wall Street Journal пресс-секретаря Microsoft.
Не все аналитики обвиняют в спаде отрасли компанию Microsoft. Покупка планшетов и смартфонов — это тенденция, но персональные компьютеры все равно продолжают играть большую роль в жизни человека, считает аналитик Gartner Микако Китагава: «Windows 8 движется в верном направлении, еще наступит время, когда она станет популярной».
Ранее представители Microsoft неоднократно заявляли, что Windows 8 разработана и для планшетов, но и в этой отрасли Microsoft не преуспевает. Доля планшетов на Windows 8 составляет лишь 1%, но аналитики IDC прогнозируют, что она вырастет до 7,4%.
Осенью Microsoft представил планшетные компьютеры Surface на новой операционной системе Windows RT. Продажи Surface в России начались на прошлой неделе. Продавцы отмечали крайне низкий спрос. Не пользовались популярностью планшеты и в мире. «Новую Windows не встретили с распростертыми объятиями, Microsoft и Intel надеялись на лучшее», — также отмечал аналитик JMP Securities LLC Алекс Гауна.