Предприниматель Аркадий Ротенберг не выкупил 10,7% акций «Ростелекома» у крупнейшего миноритарного акционера российского государственного оператора связи Константина Малофеева.
«Сторонами было принято совместное решение о выходе из сделки», — объявил в среду вечером фонд Marshal Capital, принадлежащий Малофееву.
28 февраля кипрская Bellared Holdings Limited, принадлежащая Ротенбергу, договорилась о покупке миноритарного пакета «Ростелекома» с фондом Universal Telecom Investments Strategies Fund SPC, владельцем которого является Малофеев. По неофициальной информации, сумма сделки могла составить 38,7 млрд рублей.
По условиям соглашения покупатель в течение месяца должен был завершить все трансакции по сделке, но не выполнил свои обязательства перед продавцом. «Действие юридически обязывающего соглашения по продаже акций ОАО «Ростелеком» прекращено. Таким образом, стороны свободны от взаимных обязательств по данной сделке», — заключили в Marshal Capital, добавив, что участники сделки не имеют друг к другу претензий и не исключают возможности совместных проектов в будущем.
По словам представителя Bellared Holdings Limited Якова Миневича, сделку не удалось завершить по технической причине: «Она проходила на Кипре, где сейчас нестабильная финансовая ситуация. Многие инструменты для ее осуществления не работали, поэтому завершить ее не представлялось возможности».
Но за время подписания соглашения изменились условия и на российском телекоммуникационном рынке: холдинг Tele2 объявил о продаже российского бизнеса группе ВТБ. «У «Ростелекома» открываются дополнительные возможности. Направление мобильной связи для госоператора является одним из ключевых и наиболее приоритетных, поэтому такое сильное изменение ситуации существенно меняет контекст сделки со структурой Малофеева», — заметил источник, близкий к сделке.
Со стороны Universal Telecom Investments Strategies Fund поступила просьба скорректировать сделку, чтобы компенсировать задержку, но соглашение по этому пункту не было достигнуто и структуры обоюдно согласовали выход из нее, заключил Миневич.
А источник отмечает, что на фоне сделки ВТБ с Tele2 и изменений на телекоммуникационном рынке у «Ростелекома» появилась перспектива в сфере развития мобильной связи. «Продавец намерен это учитывать в ходе дальнейших переговоров, так как считает, что у его пакета больший потенциал роста», — говорит он.
Продажа пакета MarCap стала возможной после того, как 6 февраля верховный суд Великобритании разморозил активы Малофеева, арест на которые был наложен по иску «ВТБ Капитала». В 2007 году британская дочка «ВТБ Капитала» VTB Capital Plc. выдала компании «Руссагропром» около $230 млн на покупку девяти молочных заводов, входящих в агрохолдинг «Нутритек», которым ранее управляли структуры MarCap. Позже в госбанке заявили, что агрохолдинг не вернул кредит, а стоимость предприятий при продаже была завышена. «ВТБ Капитал» настаивал, что «Руссагропром» и владельцы «Нутритека» аффилированы и целенаправленно предоставили в банк недостоверную информацию о залогах, а полученные средства вывели в офшоры. Гендиректор «Руссагропрома» Евгения Кремнева была задержана, ей предъявлено обвинение. Обеспечительные меры на активы Малофеева были наложены Высоким судом Лондона в августе 2012 года. Аресты на них накладывались также судом Каймановых островов и судом Британских Виргинских островов.
В России в связи с подозрениями относительно возможного вывода активов из агрохолдинга «Нутритек» в ноябре 2012 года правоохранительные органы провели серию обысков, в том числе в загородном доме Малофеева и доме бывшего президента «Ростелекома» Александра Провоторова.
Участники рынка не исключали возможной продажи акций госоператора, принадлежащих предпринимателю. Сам Малофеев расценивал обыски как давление на руководство «Ростелекома». По его мнению, привлечение Провоторова к делу в качестве свидетеля говорило о намерении оказать давление на главу госоператора.
В конце марта совет директоров «Ростелекома» утвердил досрочную отставку Провоторова и назначил на пост президента компании Сергея Калугина, до марта 2012 года возглавлявшего «Национальные кабельные сети» (НКС).
Инициатором кадровых перестановок в «Ростелекоме» стало Министерство связи и массовых коммуникаций, которое неоднократно выступало с критикой работы оператора. Ведомство предлагало несколько кандидатов на пост Провоторова, контракт которого должен был истечь в 2015 году.
Ранее один из источников на телекоммуникационном рынке отмечал, что кандидатура Калугина на пост главы «Ростелекома» была предложена Ротенбергом и предпринимателем Сулейманом Керимовым.
Калугин имеет опыт работы в «Ростелекоме», а также в структурах Керимова и предпринимателя Юрия Ковальчука: до марта 2012 года он управлял бизнесом «Национальных кабельных сетей», который сейчас принадлежит госоператору. Калугин был одним из основателей НКС, на базе этой компании и «Мостелекома» Керимов в 2006 году создал группу «Национальные телекоммуникации» (НТК). Через два года бизнесмены продали НТК «Национальной медиагруппе» Ковальчука. А еще через три года телекоммуникационный бизнес Ковальчуков выкупил государственный «Ростелеком». Калугин оставался руководителем НТК до марта 2012 года, завершив интеграцию нового бизнеса в структуру «Ростелекома».
«Очень странно это слышать с учетом того, что все было согласовано на очень высоком уровне», — удивляется один из источников на телекоммуникационном рынке.
Он предполагает, что сделку действительно невозможно было реализовать через Кипр. Другой источник не исключает, что одной из причин может быть желание Ротенберга выкупить пакет по более привлекательной для себя цене.
Но эксперт на телекоммуникационном рынке, пожелавший сохранить анонимность, считает, что снизить интерес к компании могло именно назначение Калугина. «Он не оправдал ожиданий Ротенберга относительно возможностей в управлении», — говорит он.
«Группа Ротенберга далека от телекоммуникаций. Вероятно, поразмыслив и оценив ситуацию, они поняли, что нет смысла заходить в состав акционеров госкомпании и тем более платить премиальные за эти акции выше рынка», — говорит президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский.
По словам одного из источников, пакет Малофеева рано или поздно будет реализован. По его оценкам, покупателями помимо Ротенберга могут выступить ВТБ, который недавно объявил о покупке российского бизнеса Tele2 и 25% «Триколор ТВ», а также «Альфа-Групп» Михаила Фридмана.
В заинтересованности А1 в покупке доли в «Ростелекоме» сомневается другой источник. «Альфа не заинтересована в российских активах, они, наоборот, стремятся выйти на западный рынок. Этому свидетельствует, например, сотрудничество с Irish Bank», — объясняет он.