Договоренность о схеме оздоровления Кипра, достигнутая в воскресенье, положила начало новой политике европейских властей в оказании финансовой помощи в кризис, заявил глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум в понедельник.
Европейские лидеры, по его словам, будут стремиться переложить плату за спасение банков с налогоплательщиков на частных инвесторов.
План спасения, выработанный в воскресенье в ходе 11-часовых переговоров между президентом Кипра Никосом Анастасиадисом, главой Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард и президентом Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги, предусматривает реструктуризацию крупнейшего банка страны, Банка Кипра, и ликвидацию второго по величине, Laiki, в обмен на предоставление необходимых государству 10 млрд евро. При этом с депозитов свыше 100 тыс. евро держатели могут потерять до 40–60%. Помимо незастрахованных депозитов, заморожены будут и средства держателей облигаций банка. Зато европейские кредиторы отказались от требования ведения нового налога на депозиты, ранее обсуждавшегося. «Фактически, потребовался весь вчерашний день и вечер, чтобы понять, что этот процесс неизбежен», — рассказал Дейсселблум газете Financial Times. Чтобы убедить президента Кипра, представителям кредиторов пришлось доказать, что у Laiki почти нет наличных средств, всех резервов — несколько миллионов евро. «У банка не осталось абсолютно никакой наличности, он не сможет даже пополнять банкоматы и остановит их, — пояснил глава Еврогруппы. — Неделю назад еще могли быть политические дебаты. Но сейчас нет места для маневра. Надо это принять».
В ответ на вопрос, что эта смена подхода в предоставлении помощи означает для таких государств, как Люксембург и Мальта, у которых, как и у Кипра, объемы финансового сектора превосходят размеры собственной экономики, Дейсселблум ответил: «Это означает, разберитесь с этим, пока не попали в беду. Укрепите банки, сведите балансы и поймите, что если у банка начнутся неприятности, вряд ли наш ответ будет: «Мы придем и решим ваши проблемы».
Прецедент, перекладывающий ответственность за спасение банков на инвесторов, не устроил участников рынка. Курс евро упал на 1% до $1,29. Акции европейских банков подешевели после слов Дейсселблума: бумаги итальянских Unicredit и Intesa упали в цене на 6%, также как и французского Societe Generale. «Если депозиты свыше 100 тыс. евро не застрахованы ни в одной стране еврозоны, это не лучший итог для Италии или Испании», — говорит Боб Сэвэдж из хедж-фонда FX Concepts.
Все банки Кипра останутся закрытыми до четверга, 28 марта, хотя ранее источники в ЦБ Кипра сообщали, что большинство банков возобновят работу во вторник, а Банк Кипра и Laiki — в четверг.
Банки Кипра пришлось закрыть 15 марта. Министр финансов Кипра Михалис Саррис заявил, что точная дата их открытия будет согласована с европейскими партнерами, и цель — сделать это как можно быстрее. Но после того как банки откроют, Центробанк Кипра установит контроль над движением капитала, следует из заявления Анастасиадиса. «Центральный банк будет реализовывать некоторые меры в финансовых транзакциях. Я хочу заверить, что это будет носить весьма временный характер», — сказал президент Кипра. Эта мера, призванная не допустить массового оттока капитала, противоречит законам Евросоюза о свободном движении капитала и также настораживает инвесторов.
«Контроль за движением капитала — это существенный шаг назад, — считает глобальный стратег в Standard Life Investments Эндрю Миллиаган. — С точки зрения рынка очень трудно понять, зачем в тот момент, когда страна нуждается в поддержке, предпринимать действия, которые увеличивают степень неопределенности и риска».
Вопрос о выходе Кипра из зоны евро не снят с повестки дня.
В понедельник рейтинговое агентство Moody`s написало, что риски выхода для Кипра «сохранятся в течение продолжительного времени», несмотря на договоренность о получении помощи. Кипрский депутат Николас Папдопулос заявил агентству Bloomberg, что государству все еще нужно рассматривать возможность выхода из еврозоны.
Глава хедж-фонда SLJ Macro Partners Стефен Йен считает, что имеет смысл избавляться от евро, пока цена достаточно высока. «Эта эпопея еще не окончена. После открытия рынков будет масштабный отток капитала и другие неприятности», — предупреждает он.