Умерший в субботу Борис Березовский, вероятно, оставил завещание. Пока неясно, когда документ был подписан и нет ли более нового завещания, сообщил источник «Интерфакса», близкий к семье Березовского. Точный размер наследства и структура собственности также неизвестны. Бывшему бизнесмену принадлежали две виллы во Франции, дом в графстве Беркшир (Англия), а также активы, полученные от раздела бизнеса Бадри Патаркацишвили. В связи с необходимостью выплаты компенсации бывшей жене и погашения судебных издержек после суда с Романом Абрамовичем Березовский продал часть имущества, на часть объектов недвижимости суд наложил ограничения.
Среди наследников — шестеро детей и три бывших жены, одна из которых — гражданская.
В 2011 году газета The Sunday Times оценивала состояние Березовского в $900 млн.
После смерти Патаркацишвили в 2008 году Березовский подал иск в суд против наследников своего бывшего делового партнера с требованием передачи половины активов Патаркацишвили. Эти активы оценивались в $3 млрд. В 2012 году стороны пришли к мировому соглашению. Доли в нескольких компаниях, находившихся под управлением Salford Capital Partners (через фонд DVP), были разделены. В частности, семье Патаркацишвили отошла доля в IDS Borjomi. Остальные акционеры компании — DVP и компания NWVF. В портфель брендов IDS Borjomi входят «Святой источник», «Боржоми», «Эдельвейс», «Черноголовка» и другие.
В 2012 году семья Патаркацишвили вышла из Salford, продав IDS Borjomi структуре «Альфа-Групп» Михаила Фридмана.
В рамках раздела имущества Березовскому отошли балканские активы, управлявшиеся Salford, говорил «Газете.Ru» источник, близкий к семье Патаркацишвили. Это доли в пищевых компаниях Imlek (100%), Subotica (100%), Knjaz Milos (100%) и Bambi (72,76%), работающих в Сербии и других странах Юго-Восточной Европы. По некоторым данным, осенью 2012 года активы были выставлены на продажу. Позже руководство Subotica сообщало о проведении реструктуризации компании, но о закрытии речи не шло. Subotica – единственный производитель молочных продуктов в Сербии, который сертифицирован в ЕС.
По сведениям The Guardian, Березовский пытался продать две свои французские виллы — Chateau de la Garoupe на мысе Антиб и особняк на мысе Ферра. Имение Chateau de la Garoupe на берегу моря было куплено им в 1997 году, его стоимость оценивается в 300 млн евро. Дом на мысе Ферра может стоить до 70 млн евро. На недвижимость были наложены ограничения. В январе 2013 года замораживания сделок с виллами в суде добилась Елена Горбунова, мать двоих детей Березовского, Арины и Глеба.
Лондонский судья постановил заморозить активы Березовского на общую сумму 200 млн фунтов стерлингов, сообщало агентство Bloomberg. В суде Горбунова утверждала, что бывший олигарх обещал ей часть денег, вырученных от продажи поместья Wentworth Park в Суррее, но обещания не сдержал. В иске говорилось, что Березовский должен был заплатить ей 5 млн фунтов с продажи дома и в течение двух лет купить другое жилье. Но деньги ушли в счет погашения долгов, отмечала Горбунова. По сведениям The Daily Mail, тогда же был продан Rolls-Royce Phantom 1927 года и заложен дом в Уэйбридже. На продажу также были выставлены предметы искусства, в частности, картина Энди Уорхола «Красный Ленин». В марте этого года аукционный дом Christie`s продал ее за более чем $200 тыс.
Собственность Березовский покупал через специально созданный траст – Itchen Trust, сообщал в 2011 году журнал ES Magazine. По его данным, эта организация была зарегистрирована в 2001 году на Гибралтаре, и через нее были куплены Wentworth Park, одна из французских вилл и яхта Thunder B.
50-метровая Thunder B и другое судно – яхта Lightning длиной 15,4 метра — в 2011 году были арестованы во Франции по запросу Генпрокуратуры России. Позднее французский суд снял арест, постановив, что суда находятся в собственности не Березовского, а юридического лица.
Владение собственностью через траст защищает имущество, которое в случае ареста, банкротства или смерти основного бенефициара наследуется его родственниками, пояснило издание. В разные годы траст управлял имуществом стоимостью до нескольких сотен миллионов фунтов стерлингов, писал журнал.
В 2002 году Березовский согласился, что после его смерти активы траста будут разделены между тремя его женами и детьми, сообщало издание.
По данным ES Magazine, попечителем траста была назначена Екатерина Березовская – старшая дочь от брака с Ниной Коротковой (вторая дочь – Елизавета). То же издание сообщало, что в ходе бракоразводного процесса с Галиной Бешаровой (от нее у Березовского двое детей – Артем и Анастасия) предприниматель согласился передать бывшей супруги 6-процентную долю в трасте Itchen Trust.
В ходе бракоразводного процесса Бешарова получила около 100 млн фунтов компенсации, сообщала The Guardian. По некоторым данным, сумма была больше. Бывшей супруге также отошел пентхаус в районе Кенсингтонского дворца в Лондоне. Для выплаты компенсации Бешаровой Березовскому прошлось продать яхту Darius, которая принесла 217 млн фунтов стерлингов, сообщала The Daily Mail.
Многие иностранцы, имеющие активы в Великобритании, оформляют их через трасты, и к наследованию этих активов применяется не английское законодательство, а правила конкретного траста, пояснил «Газете.Ru» партнер, руководитель группы по работе с частными клиентами Pemberton Greenish Джон Гудчайлд. «В случае, если наследники недовольны получаемым из траста имуществом, они могут оспорить правила траста и процедуру передачи активов в этот траст, а также настаивать на рассмотрении вопросов наследования по российскому законодательству», — допускает юрист.
Если же наследуемое имущество находится на территории Великобритании, то процедура оформления наследства в Англии и Уэльса отличается от процедур в Шотландии и Северной Ирландии, говорит Гудчайлд. В Англии должна быть пройдена процедура установления права и собственности на имущество, эти права напрямую к наследникам не переходят, даже если есть завещание. Они передаются специалистам, которые занимаются юридическими вопросами, отмечает юрист. По его словам, сначала эти распорядители урегулируют вопросы с долгами и другими расходами. Оставшиеся деньги или собственность распределяются между наследниками. Право на собственность в Англии нужно оформлять в специальном суде, а сама она подлежит регистрации в налоговой службе.