«ЛУКойл» с 1 апреля может потерять льготы для месторождения имени Корчагина на шельфе Каспийского моря. Об этом во вторник на Национальном нефтегазовом форуме сообщил вице-президент компании Геннадий Федотов. Сейчас для нефти с месторождения Корчагина действует пониженная экспортная пошлина (на уровне сниженных пошлин Восточной Сибири, примерно 50% от общеотраслевой ставки) и нулевой налог на добычу.
«Эта льгота проходила подробную экспертизу два года назад, но сейчас нам говорят, что ее нельзя будет продлить, с 1 апреля она приостановит действие», — заявил Федотов.
По его словам, это связано с разработкой комплексной программы разработки шельфа.
На каспийском шельфе у «ЛУКойла» два проекта – месторождения имени Юрия Корчагина и Владимира Филановского. Льгота действует для обоих. На месторождении Корчагина уже ведется добыча нефти, в 2012 году «ЛУКойл» получил первый миллион тонн нефти. Запасы месторождения Корчагина оцениваются в 360 млн баррелей нефтяного эквивалента (здесь учитываются нефть и газ), Филановского – 153 млн тонн нефти.
Но «ЛУКойл» может получить новые, еще более выгодные налоговые условия.
В ходе совещания, посвященного перспективам освоения ресурсов континентального шельфа России, которое провел 15 января в Новом Уренгое премьер-министр Дмитрий Медведев, он поручил внести каспийские нефтегазовые проекты в распоряжение правительства № 443-р.
Еще в апреле 2012 года правительство поручило Минфину, Минэнерго и Минэкономразвития предоставить согласованные предложения по налоговому стимулированию освоения шельфа (распоряжение № 443-р). До сих пор министерства пытаются достичь компромисса в этом вопросе. В понедельник замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил, что законопроект фактически готов и будет в марте-апреле представлен правительству.
В распоряжении № 443-р изначально речь шла только об Арктике, где имеют право работать только «Газпром» и «Роснефть», и Черном море.
Январским поручением Медведева месторождения «ЛУКойла» приравнены к проектам второй категории повышенного уровня сложности (проекты в Черном море на глубине до 100 м, Печорском и Белом морях и южной части Охотского моря, включая шельф Сахалина).
Распоряжение № 443-р предполагает более широкий спектр льгот, нежели до этого был у месторождений Корчагина и Филановского. Так, в нем говорится о предоставлении шельфовым проектам нулевой экспортной пошлины, дифференцированных ставок налога на добычу углеводородов (для проектов второй категории – 15%), снижение налога на прибыль до 20%, неизменность условий налогообложения на определенный для каждой категории срок (для проектов «ЛУКойла» — семь лет с даты начала промышленной добычи), а также ряд менее значимых мер налогового стимулирования.
«Мы надеемся, что получим эти дополнительные льготы в соответствии с решением Медведева», — заявил «Газете.Ru» представитель «ЛУКойла».
Эксперты считают новые льготы серьезным позитивом для компании. Источник в нефтяной отрасли отмечает, что налогообложение, прописанное в распоряжении № 443-р, ориентировано на внутреннюю прибыльность проектов в 16,3%. То есть льготы будут действовать, пока проекты не выйдут на этот уровень прибыльности. «А у «ЛУКойла» ценовой ориентир прибыльности – 15%, так что здесь власти поддерживают компанию», — говорит источник.
Аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин указывает, что уравнивать каспийские и арктические проекты достаточно сложно, ведь вести работы на шельфе Каспийского моря проще в силу климатических условий и меньших глубин. Соответственно, необходимое оборудование должно быть дешевле. «Тем не менее проекты все равно остаются высокозатратными, — отмечает эксперт. – И с позиции стимулирования инвестиций в освоение шельфа Каспия решение Медведева можно только приветствовать. Именно Каспий будет обеспечивать всю шельфовую добычу России в ближайшие пять лет (проекты Арктики и Черного моря пока не готовы к запуску. – «Газета.Ru»)».
Ранее Минприроды оценивало запасы каспийского шельфа в 2,95 млрд тонн нефти и свыше 3,1 трлн кубометров газа.