Федеральная антимонопольная служба (ФАС) закрыла дело в отношении производителей труб большого диаметра — поставщиков «Газпрома». В ходе расследования комиссия ведомства установила, что основными поставщиками газовой монополии были не сами производители труб (ОМК Анатолия Седых, Ижорский трубный завод «Северстали», подконтрольной Алексею Мордашову, Челябинский трубопрокатный завод Александра Федорова и Андрея Комарова и Трубная металлургическая компания Дмитрия Пумпянского), а компании-посредники.
Речь идет о «Северном европейском трубном проекте» (СЕТП), подконтрольном Аркадию и Борису Ротенбергам, компании «Стройпромдеталь» (по неофициальным данным, связанной с ними же) и «Торговом доме «Трубопровод».
Ранее ФАС отмечала, что СЕТП является основным поставщиком «Газпрома» (обеспечивает около 70% поставок). По итогам тендера, состоявшегося в апреле 2012 года, «Газпром» приобрел 780 тыс. тонн труб, заплатив за них более 64,3 млрд рублей (около $2,18 млрд). При этом основная доля (487,5 тыс. тонн) пришлась именно на «Северный европейский трубный проект».
Предложение компании Ротенбергов составило 42,862 млрд рублей, на 0,4% (180 млн рублей) ниже стартовой цены. Эксперты ранее отмечали, что цена, по которой «Газпром» приобрел трубы у СЕТП, оказалась примерно на 50% выше рыночной. «Стройпромдеталь» в ходе того же тендера продала «Газпрому» 48,3 тыс. тонн ТБД за 3,23 млрд рублей.
«Эти организации не имеют собственных мощностей по производству труб большого диаметра и осуществляют закупку продукции у российских трубных компаний с последующей их поставкой на объекты ОАО «Газпром», — подчеркивает ФАС.
Производители труб не участвую в тендерах «Газпрома» с 2005 года. Это объясняется тем, что «Газпром» в рамках одного конкурса формировал заказ сразу под несколько проектов и у каждого трубопроизводителя по отдельности не было возможности предоставить требуемые объемы. Но, по мнению ФАС, такая организация тендеров не дает производителям участвовать в них напрямую, что ограничивает конкуренцию между компаниями.
С 2008-го по 2011 год производители труб согласовывали поставки своей продукции в соответствии с разработанным графиком. По нему между заводами распределялись поставки «Газпрому» в зависимости от проектов газового холдинга и характеристик труб. По итогам инспекции 2011 года ФАС сочла, что такие действия могут привести к разделу рынка по территориальному принципу, объему продаж, ассортименту товаров и составу продавцов.
На данный момент антимонопольное ведомство установило, что графики разрабатывались СЕТП или «Ассоциацией производителей труб». Заводы принимали предложенные объемы заказов, не корректируя их в соответствии с собственными мощностями. ФАС считает, что это является фактическим отказом от конкуренции.
То есть действия производителей нарушают закон о защите конкуренции. Но в компании доказали, что их поведение допустимо в соответствии со ст. 13 того же закона. В частности, производители подчеркнули, что благодаря реализации своей продукции по графикам предприятия смогли планировать производство и инвестиции в его развитие. Также заводам удалось расширить ассортимент и повысить качество продукции. Кроме того, повысилась конкурентоспособность отрасли в целом на мировом рынке, в результате развития было создано более 6 тыс. рабочих мест и выросли налоговые выплаты.
ФАС согласилась с этими доводами. «Однако дальнейший отказ от конкуренции на рынке либо участие производителей труб в ограничивающем конкуренцию соглашении будет рассматриваться антимонопольным органом как грубое нарушение статьи 11 закона о защите конкуренции, и в случае признания такого нарушения на виновных будут наложены оборотные штрафы (определенный процент от оборота компании на данном рынке, определяемый ФАС. — «Газета.Ru»)», — заявил председатель комиссии ФАС, статс-секретарь заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цариковский.
ФАС направила «Газпрому» рекомендацию изменить порядок закупки труб большого диаметра, сообщает «Прайм». Речь идет о заключении прямых договоров с производителями, то есть теперь посредники будут исключены из цепочки.
Начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников напомнил, что отчасти использование посредников обусловлено требованиями «Газпрома»: компания формирует лоты, объем которых превышает возможности каждой из компаний-производителей. ФАС рекомендует газовой монополии создать условия, при которых компании смогут заключать прямые договоры. По словам Овчинникова, это должно существенно улучшить положение как производителей труб, так и самого «Газпрома», так как позволит сэкономить существенные средства.
Ответ ФАС ожидает в течение ближайших двух недель. «В случае отказа ведомство будет более детально анализировать ситуацию на рынке и предлагать «Газпрому» каким-то образом изменить положение дел», — цитирует Овчинникова «Прайм».
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Газете.Ru», что компания не имеет ничего против прямых контрактов с производителями, но обратил внимание, что «Газпром» формирует лоты, исходя из своих потребностей. «В тендерах может участвовать каждый, кто сможет обеспечить необходимый объем поставок», — подчеркнул Куприянов.
В мае 2012 года ФАС уже рекомендовала «Газпрому» сократить объем лотов, но до сих пор ничего не изменилось. Аналитик Номос-банка Юрий Волов считает, что схема тендеров останется без изменений. «Она работает уже в течение многих лет и устраивает как покупателя, так и продавца, — говорит Волов. — Не думаю, что что-то принципиально изменится».
Эксперт ФК БКС Олег Петропавловский говорит, что посредников убрать, в принципе, можно, но это создаст лишние трудности для производителей. «Они получают свою маржу не просто так: посредники берут на себя погрузку, доставку, всю логистику, — указывает аналитик. — При их отсутствии компаниям пришлось бы заниматься этим самостоятельно».
Источник в отрасли отмечает, что разумнее было бы ввести некоторые ограничения по марже для компаний-посредников. «У того же СЕТП маржа иногда приближалась к 100%», — рассказывает собеседник «Газеты.Ru».
«СЕТП выигрывает заказы на тендерах и готов к конкуренции, — заявил «Газете.Ru» гендиректор компании Александр Муратов. – У нас вполне понятный комплекс услуг: комплектация заказа, контроль качества, логистики и финансовое обеспечение». По словам Муратова, рынок подобных услуг развит во всем мире, но в России отрасль намного моложе – рынку всего восемь лет. Информацию о 100%-ой марже в СЕТП опровергли. По словам представителя компании, маржа достигает 10-15%.
В «Стройпромдетали» от комментариев отказались.
Компании — производители ТБД в совместном релизе подчеркнули, что ФАС «дана объективная оценка деятельности и многомиллиардным инвестициям трубных компаний, осуществленным за последние годы в реальный сектор экономики нашей страны».
ОМК и ТМК от более подробных комментариев отказалась, представитель ЧТПЗ был недоступен. «Северсталь» не смогла оперативно прокомментировать ситуацию.