Крупнейший по размеру активов банк США JP Morgan Chase «вводил в заблуждение инвесторов» и «лгал проверяющим» о потерях $6 млрд в 2012 году, заявил республиканец Джон Маккейн, член подкомитета по расследованиям сената США, представляя в четверг итоги двупартийного расследования об ошибках управления рисками и последующем раскрытии информации банком. В 300-страничном докладе говорится, что неэтичное поведение допустили и глава банка Джеймс Даймон, и покинувший после списаний пост финансового директора Дуг Браунштейн.
Даймон еще в ходе телефонной конференции в апреле 2012 года преуменьшал масштабы торговли кредитными деривативами в лондонском подразделении банка, назвав проблему «бурей в стакане воды». Хотя, как утверждает сенат, в это время Даймон уже «владел информацией об истинной значительности портфеля, его потерях в ходе трех предыдущих месяцах, в марте увеличившихся в геометрической прогрессии, и сложностях с закрытием позиций».
Дополнительная информация, которую поставлял регулятору Браунштейн, была «в лучшем случае неточной, а в худшем — ложной», постановил сенат. «Устные и письменные отчеты банка были неполными, с массой неточностей и вводили в заблуждение инвесторов, регуляторов и общественность», — говорится в докладе, цитата по Financial Times. Маккейн заявил, что JP Morgan солгал уже тогда, когда заверял сенат в своей открытости регуляторам.
Потери JP Morgan обнаружились весной 2012 года. В мае президент банка объявил о $2 млрд убытков на торговых операциях с кредитными деривативами из-за ошибки в стратегии: она «плохо анализировалась, плохо реализовывалась и плохо контролировалась». Виновным был назван руководитель одного из инвестиционных подразделений — трейдер Брюно Мишель Иксиль, известный как Воландеморт и Лондонский Кит, прозванный так за гигантские размеры открытых позиций. Иксиль аккумулировал позиции на десятки миллиардов долларов на рынке кредитно-дефолтных свопов. Он поставил на улучшение кредитного качества 125 компаний, входящих в индекс CDX IG 9. Но цены начали снижаться, банк был вынужден зафиксировать убытки и спешно закрывать позиции. Банк сообщил о потерях на уровне $3 млрд. В июльском отчете банк заявил о потерях на $5,8 млрд, к октябрю их сумма превысила $6 млрд. Но источники сообщали о возможных потерях на уровне $9 млрд.
Ивестиционное подразделение, в котором работал Иксиль, занималось рискованными сделками, несмотря на задачу хеджировать риски, стало работать на получение прибыли. В 2010 году лондонское CIO принесло более четверти всей прибыли банка.
В октябре JP Morgan подал в суд на Хавьера Мартина-Артахо, непосредственного руководителя Иксиля, поощрявшего рискованные операции Лондонского Кита. JP Morgan через суд требует у уволившегося сотрудника возвратить бонусы.
«Мы уже неоднократно говорили, что признаем значительные ошибки с нашей стороны, но наше руководство действовало из лучших побуждений и никогда не пыталось ввести кого-либо в заблуждение», — говорится в заявлении JP Morgan.
Проблема JP Morgan в том, что банк сознательно внедрил такую систему внутренней оценки рисков, которая занижала их, пришел к выводу сенат. Это было сделано для того, чтобы снизить требования к собственному капиталу банка.
Сенат критикует и противоположную сторону — Управление контролера денежного обращения (регулирующая организация для JP Morgan). Управление признало, что заподозрило банк во лжи и подтасовке данных с целью скрыть потери и понизило его оценку по CAMELS — рейтинг банков США. Этот шаг обычно означает сомнения в качестве управления и внутреннем надзоре банка. Тем не менее сенат считает, что регулятор уделил проблеме недостаточно внимания.
Представитель демократической партии в подкомитете Карл Левин считает, что JP Morgan «слишком большой, чтобы управлять» им, и «слишком большой, чтобы контролировать» его. Результаты расследования, вероятно, станут дополнительным доводом в дискуссии о том, стоит ли властям США принудительно реструктурировать крупные финансовые группы.