Российское правительство выдвинуло новых кандидатов в совет директоров «Роснефти». В нем три новых иностранных менеджера — глава ВР Роберт Дадли и экс-руководитель Morgan Stanley Джон Мак, известный в финансовых кругах как Мэкки Нож.
Дадли выдвинут в совет директоров «Роснефти» в качестве представителя государства. Источник, знакомый с ситуацией, поясняет, что Дадли выдвинут государством в преддверии завершения сделки по продаже 50% ТНК-ВР, принадлежащих ВР.
Сделка пройдет в два этапа: в ходе первого «Роснефть» выкупит у BP Russian Investmens Limited 50% акций ТНК-BP за $25,425 млрд и 3,04% (321 671 642 штуки) собственных казначейских акций. Вторая сделка подразумевает выкуп ВР у «РН-Развитие» (дочерняя структура «Роснефти») еще 9,8% (1 038 671 642 штуки) казначейских акций госкомпании по цене $8 за акцию, что означает 12-процентную премию к их рыночной стоимости на момент закрытия торгов в день подачи заявки «Роснефти» на покупку пакета в ТНК-ВР (18 октября 2012 года).
«После завершения сделки в апреле — мае текущего года ВР будет иметь достаточно акций «Роснефти», чтобы номинировать своего представителя в ее совет директоров, — рассказывает источник «Газеты.Ru». — Но сейчас у ВР лишь 1,3% российской госкомпании, и поэтому она выдвигать кандидатуры не может». По словам источника, именно поэтому Дадли был номинирован государством — после завершения сделки выдвигать кандидатуры было бы поздно.
В качестве других представителей государства в совет директоров нефтяной компании выдвинуты: глава «Роснефти» Игорь Сечин, заместитель гендиректора «Ростехнологий» Дмитрий Шугаев, президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин (он уже входил в состав совета директоров с 2006-го по 2012 год) и вице-президент РАН Александр Некипелов (сейчас возглавляет совет директоров «Роснефти»).
В список кандидатур от государства не вошли банка Москвы Михаил Кузовлев и президент группы компаний UCP Илья Щербович.
Произойдут перестановки и среди независимых директоров. Из действующего состава выдвинуты лишь глава совета директоров «Транснефти», бывший сотрудник германской разведки Маттиас Варниг, и вице-президент РАН, член совета директоров «Росгеологии» Николай Лаверов. В новый список не вошли старший вице-президент ВТБ, член совета директоров «Русгидро» Сергей Шишин и глава Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф.
Вместо них в «Роснефть» придут иностранные топ-менеджеры. Один из них, Дональд Хамфриз, ранее занимал пост вице-президента и главного финансового директора ExxonMobil, которая сотрудничает с «Роснефтью» на российском шельфе.
Второй кандидат — старший советник инвестиционной группы KKR, ранее возглавлявший Morgan Stanley Джон Мак. Культовый финансист Wall Street получил прозвище Мэкки Нож (по названию популярной песни Вайля и Брехта). Коллеги называют его Ножом за агрессивную политику срезания расходов и готовность идти на рискованные сделки.
Мак родился в многодетной семье эмигрантов из Ливана. В Morgan Stanley от работал с 1972 года до 2011 года с небольшим перерывом на скандальную отставку.
«Роснефть» давно сотрудничает с Morgan Stanley. Вице-президент «Роснефти» Дмитрий Авдеев ранее занимал пост исполнительного директора MS по нефтегазовому сектору России и СНГ. Когда «Роснефть» решила создать собственный инвестиционный холдинг, финансовыми советниками Сечина выступили также выходцы из Morgan Stanley — Райр Симонян, Валид Шамма и Елена Титова.
Алексей Кокин из ФК «Уралсиб» отмечает, что присутствие Джона Мака в совете директоров будет кстати: с затратами у «Роснефти» действительно проблемы. «Речь идет не об операционных, а о капитальных затратах», — уточняет аналитик.
Он указал, что в 2011 и 2012 годах рост капзатрат «Роснефти» составил 48% и 19% соответственно. Притом что рост показателя EBITDA (прибыль до уплаты налогов) составлял лишь 13% в 2011 году, а в 2012 году EBITDA снизился на 8%.
«Компании необходимо модернизировать менеджмент, делать его более современным, — отмечает Кокин. — Не удивительно, что в «Роснефть» придет Джон Мак: у Игоря Сечина всегда были прекрасные отношения с Morgan Stanley».
«Роснефть» продолжает активно осваивать капвложения в новые проекты (ранее Владимир Путин заявлял, что проекты «Роснефти» на шельфе Артики могут потребовать до $500 млрд инвестиций – «Газета.Ru») , — говорит аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. – Плюс сейчас в процессе интеграции ТНК-ВР. Все это требует повышенного контроля за издержками и эффективностью инвестиций. В частности, для этого могут быть приглашены новые независимые директора».