Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Правительство сделает вклад в Центробанк

Правительство собирается ввести представителя в совет директоров Центробанка в связи с передачей ему части правительственных функций

Правительство будет контролировать Центробанк через представителей в органах управления. Инициатива обсуждалась на профильном совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Таким образом чиновники собираются координировать ЦБ в вопросах, которые ему будут делегированы после слияния с ФСФР. Широкий спектр полномочий мегарегулятора оправдывает наличие в его органах чиновников, считают эксперты: ЦБ будут подотчетны банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Регулятор останется независимым институтом, утверждают в правительстве.

Правительство собирается ввести представителя в совет директоров Центробанка в связи с передачей ему части правительственных функций после слияния с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Это могут быть представители как самого правительства, так и профильных ведомств.

«Поскольку в ЦБ практически передается часть функций правительства, есть идея ввести в совет директоров ЦБ одного или нескольких представителей правительства, которые будут осуществлять контроль», — цитирует источник «Интерфакс».

Возможность рассматривалась 19 февраля на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

«Речь о совете директоров не шла», — утверждает знакомый с переговорами источник «Газеты.Ru». Обсуждалось включение в другие органы ЦБ представителей правительства для согласования работы, которая осталась за правительством, объясняет он. «На мой взгляд, (речь шла) о второстепенных функциях», — добавляет он, не раскрывая деталей.

«Обсуждение было достаточно абстрактным, и не могу сказать, что об очень важных функциях», — подтверждает еще один источник.

«Система взаимодействия между правительством и создаваемым регулятором еще обсуждается. Это коснется лишь полномочий, передаваемых от правительства ЦБ, - объяснили в секретариате первого вице-премьера Шувалова. Речь идет о специальной компетенции в тех сферах, где ответственность продолжает нести правительство: например, в обязательном страховании или пенсионных накоплениях. По словам представителя Шувалова, на совещании обсуждалось, что «обратную связь» между ЦБ и Белым домом будут налаживать министры финансов и экономического развития. «ЦБ остается независимым институтом, регулирующим кредитно-денежную политику. Но даже говоря о специальной компетенции правительства, регулятор останется независимым институтом», - подчеркнул представитель Шувалова.

«Передавая в ЦБ новые полномочия, правительство хочет немного свое влияние увеличить в части тех полномочий, которые передаются, в сфере страхования например», — сказал заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

Он напомнил, что в настоящее время представители правительства участвуют в работе Национального банковского совета (НБС) и - с правом совещательного голоса - в работе совета директоров ЦБ. По словам Моисеева, соответствующий законопроект Минфин и ФСФР должны подготовить и внести в правительство в течение недели, а к 1 апреля кабмин планирует внести его в Госдуму.

В протоколе совещания у Шувалова от 19 февраля есть поручение Минфину при подготовке нормативных актов по присоединению ФСФР к ЦБ предусмотреть «возможность реализации специальной компетенции представителей правительства в органах управления Банка России при принятии решений по вопросам, относящимся к передаваемым полномочиям», поделился источник «Интерфакса».

Сейчас совет директоров ЦБ состоит из 11 человек. Члены совета работают в ЦБ на постоянной основе, назначаются Госдумой на должность сроком на четыре года по представлению председателя ЦБ, согласованному с президентом. Министр финансов и министр экономического развития РФ участвуют в заседаниях совета директоров ЦБ, обладая правом совещательного голоса.

В состав НБС входят 12 человек, включая министра финансов Антона Силуанова (председатель НБС), его заместителя Алексея Моисеева и главу Минэкономразвития Андрея Белоусова.

Дискуссия о создании в России финансового мегарегулятора, продолжавшаяся последние шесть-семь лет, завершилась в конце 2012 года решением правительства об интеграции ФСФР в Банк России. Решение одобрил и президент Владимир Путин. В том числе он поддержал предложение передать мегарегулятору контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Эту функцию до сих пор традиционно выполняют правительственные агенты — Минфин, ФСФР и Минтруда. У ЦБ такого опыта нет.

Регуляторный арбитраж в отношении НПФ был наиболее драматичным, говорит председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. «Регулирование накопительной части основывалось на отношении к НПФ как к агентам государства и в связи с этим как к институтам социальным, а регулирование добровольной части — на отношении к НПФ как к финансовым институтам», — объясняет финансист конфликт. В результате этого индустрия НПФ не могла развиваться. «Нелепее всего, если бы проблема регуляторного арбитража в результате создания мегарегулятора не была бы решена именно в отношении НПФ», — говорит Тимофеев.

Мировой опыт работы финансовых регуляторов разнообразен. Германский Bafin подконтролен минфину. В Америке эти направления разделены: с одной стороны, правительство и министры, с другой — Федеральная резервная система, отдельное юрлицо, занимающееся эмиссией денег, говорит президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров. «Мы делаем действительно мегарегулятор, который будет заниматься не только банковскими проблемами, но и проблемами экономики», — напоминает он. Он регулирует страховую деятельность, пенсионные фонды, управляющие компании, фонды недвижимости, перечисляет Александров. «Так что было бы не плохо, если правительство со стороны макроэкономики оценивало работу ЦБ», — приходит к заключению финансист.

Финансовые регуляторы структурированы сложно, подтверждает вице-президент РСПП Виктор Плескачевский. «В Великобритании единый регулятор не только не орган правительства, но попадает под закон о компаниях, — перчисляет он, — в США это орган, состав которого по представлению президента назначается конгрессом».

Риска потери независимости ЦБ в случае введения в состав совета директоров представителя правительства он не видит. «Он будет всего лишь одним из директоров, — аргументирует Плескачевский. — Без права вето», — объясняет он. Член совета — это форма раскрытия информации, правительство должно знать, что происходит, считает финансист.

До выбора будущего руководителя ЦБ говорить о составе совета директоров преждевременно, считает Петр Лансков, заместитель глава профассоциации регистраторов и депозитариев.

Новости и материалы
Путин запустил обходной маршрут на трассе М-12 в Башкирии
Депутат Рады раскрыл «рецепт» остановки конфликта на Украине за 24 часа
Экс-игрок сборной России назвал главное событие 2024 года в российском футболе
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Иркутске крупный пожар произошел в производственном здании
Ян Цапник вспомнил, как попал в «Бригаду»: «Открыл дверь с ноги»
Apple скоро представит «умную» колонку с большим экраном
Названа самая дефицитная профессия в России
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Все новости