Запрос от общества на новое качество жизни социальной сферы зрел и справедлив, признал премьер-министр Дмитрий Медведев. «Власть не может этого игнорировать. И здесь обычными бюджетными инвестициями не обойтись», — сказал он в ходе выступления на Красноярском экономическом форуме.
По мнению Медведева, в слабом и бедном государстве такого запроса сформироваться не могло, в России его еще 15 лет назад не было.
Ответит на этот вызов государство старыми рецептами – сформулированной пять лет назад концепцией четырех И (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции). К этому добавился пятый пункт — интеллект, сказал Медведев.
Векторы государственной экономической политики сформулированы и в основных направлениях деятельности правительства до 2018 года. Это пять основных блоков.
Первый — улучшение инвестиционного климата, где власть действует согласно «дорожным картам». «Нужно найти консенсус между различными силами при утверждении «дорожных карт», потому что по понятным причинам очень часто представления государственных структур и бизнеса расходятся, и задача ведомств, задача правительства — соединить эти подходы. И, во-вторых, есть вопросы к выполнению дорожных карт — и к срокам выполнения, и к сути происходящих изменений», — говорит Медведев.
Второй блок — образование, третий — инфраструктура.
Но бюджетными деньгами здесь не обойтись, считают в правительстве. Выход — государственно-частное партнерство и средства пенсионных резервных фондов.
Четвертое — развитие инновационных технологий. Чтобы подстегнуть отрасль, правительство заставило компании с госучастием составлять программы развития.
В 2011—2013 годах на эти программы должно быть потрачено 3 трлн рублей. «Главное, чтобы эти средства не растворялись, не уходили в песок, а пошли в дело», — указал премьер.
Еще одно направление — повышение открытости власти. «Следующий шаг после открытости — это понятность того, что мы делаем», — уточнил Медведев.
Сейчас государству будет гораздо сложнее сделать следующий шаг для экономического роста, говорит вице-президент «Деловой России» Александр Осипов. По его словам, несколько лет назад была поставлена задача увеличения ВВП вдвое, и рост достигался за счет сырьевой бюджетно-распределительной модели.
«Это тупиковый путь. Мы вычеркнули целые отрасли, даже целые регионы», — отметил Осипов.
По его словам, главное — какими путями будут достигаться цели, поставленные в основных направлениях деятельности правительства. Сейчас есть лишь фрагментарные представления о путях достижения показателей, и они не очевидны в исполнении, полагает эксперт. «На эти вопросы ответов я сегодня не услышал», — указал Осипов.
Основные направления деятельности правительства содержат абсолютно здравые векторы, документ соответствует потребностям и нуждам населения и экономики, считает управляющий партнер Ernst & Young в России Александр Ивлев. «Главный вопрос в имплементации. У нас зачастую программы реализуются недостаточно качественно», — указывает эксперт.
Судить, адекватны ли решения правительства запросу общества, можно будет после того, когда станет ясно, как они будут реализовываться. «Как мы будем повышать производительность труда, как осуществлять инфраструктурные программы и оптимизировать их, как будем выходить в новые сегменты и ниши, кроме первых переделов нефтянки и металлургии», — перечисляет проблемы управляющий партнер московского офиса McKinsey Ермолай Солженицын. «Наверное, основные задачи сейчас — это решение вопросов в двух сферах: управлении и системе ценностей, которое наше общество ставит во главе угла», — говорит эксперт. По его словам, в процессе управления необходима системность в принятии решений, их подготовке, контроле, приеме сотрудников на госслужбу. «Часто есть некоторая разрозненность между чередой разрозненных событий и совещаний», — указывает Солженицын.
Кроме того, говорит эксперт, необходима преемственность решений. «После выборов президента назначается новое правительство, и новые люди заново разбираются в тематике», — отмечает он.
Вторая задача — запустить дискуссию о развитии ценностей общества, которое за 20 лет стало более разрозненным, считает Солженицын. «Недостаточно развита ценность влияния на то, что происходит в самом обществе и государстве», — отмечает эксперт.
А совладелец «Русала» Олег Дерипаска не увидел в основных направлениях деятельности правительства задач по развитию электроэнергетики, промышленности, финансовых рынков. Он уверен, что экономика России может расти на 5%, а экономика Сибири, в частности, и на все 10%. Для этого только «надо сделать то, что давно должно быть сделано»: например, денежно-кредитная политика не стала способом поддержки предприятий и населения. «Кредиты более $5 млн берут только в Москве», — возмущался Дерипаска. Про его словам, Центральный банк должен составлять отчеты о динамике изменения процентных ставок в различных отраслях. Бизнесмен в очередной раз высказал несогласие с тем, что снижение ставки рефинансирования может спровоцировать инфляцию. «ЦБ влияет на инфляцию так же, как их политика влияет на рождаемость в Таджикистане», — считает совладелец «Русала». На проблему выполнения планов, а не разговоров о них указал и советник президента «Сколково» Пекка Вильякайнен. «Мы так долго не говорим», — заметил бизнесмен, выслушав несколько выступлений.