«Рособоронэкспорт» получил запрос от министерства обороны Индии на выдачу предварительной информации по вертолетам палубного базирования, которые сможет предложить компания на будущем вертолетном тендере. Об этом на международном авиасалоне Aero India 2013 в Бангалоре сообщил замглавы «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин.
«Впереди у нас тендер на вертолеты морской авиации, — сказал Комардин. – Мы считаем, у нас очень хорошие перспективы, так как наша серия «Ка» с соосной схемой идеально подходит для морской авиации. Считаем, что мы здесь фавориты».
О том, что Индия планирует закупить большую партию вертолетов для военно-морских сил, стало известно весной 2012 года. Тогда речь шла о 75 машинах. В январе 2013 года издание The Indian Express со ссылкой на источники во флоте уточнило, что ВМС намерены закупить 120 вертолетов и тендер может стать самым крупным вертолетным в истории: военные готовы заплатить 350 млрд рупий (около $6,53 млрд). Среди компаний, которые получили запрос на предложение, европейские Eurocopter и Agusta Westland, а также американские Sikorsky и Lockheed Martin.
Lockheed Martin совместно с Sikorsky продвигает на индийский рынок MH-60R Seahawk (на вооружении ВМС Индии уже стоит Sikorsky SH-3 Sea King). Компания Eurocopter представит, скорее всего, многоцелевой NH90, возможно – AS.332 Super Puma, прогнозировали эксперты.
Тендер пока не объявлен, уточнил гендиректор «Вертолетов России» Дмитрий Петров, поэтому условия его проведения индийская сторона не уточняет. «Мы предполагаем, что готовы будем участвовать в легком классе с машиной Ка-226Т либо (если тендер состоится несколько позже) с машиной, которая специально будет сделана в легком классе для морского применения, так называемой Ка-226ТМ», — пояснил он.
В тяжелом классе «Вертолеты России» готовы представить машины, созданные на базе Ка-31, Ка-38, Ка-27, Ка-32. «Соосная схема, по нашему мнению и мнению эксплуатантов, оптимальная для морского базирования как по ветровым нагрузкам, так и по точности приземления, по устойчивости висения. Поэтому здесь мы имеем явное преимущество уже в схеме, — сказал Петров. – Что касается двух классов, то мы умышленно разрабатываем, модернизируем и выпускаем вертолеты в двух классах для морского применения. Это вертолеты легкого класса – для поиска, спасения, огневой поддержки, визуального наблюдения, ведения морской разведки. И вертолеты тяжелого класса, которые несут более серьезный комплекс бортового оборудования, позволяющий вести противолодочные операции, разведку и другие задачи, связанные с боевым применением».
Сейчас «Рособоронэкспорт» ждет результатов по двум другим крупным вертолетным тендерам. В частности, один из них – конкурс на сверхтяжелые транспортные вертолеты. Его стоимость – около $1 млрд на закупку 15 вертолетов. Тяжелый Ми-26Т2 конкурирует с американским CH-47F Chinook производства Boeing. Россия уже реализует крупный контракт стоимостью $1,4 млрд на поставку в Индию 80 транспортных вертолетов Ми-17-В5, заключенный в 2008 году, и Ми-26 имел шансы на победу. Но весной 2012 года представители Boeing уверенно сообщили, что Chinook лидирует в тендере, а решения по закупке вертолетов можно ждать в мае. Контракт до сих пор так и не заключен.
«По тяжелым вертолетам пока участвуем, — сообщил на Aero India Комардин. – На коммерческом этапе всегда оставляют двух участников, начинают переговоры с первым, и, если с ним переговоры не пойдут, например цену загнет, второй участник остается как альтернатива». «Мы еще официально не информированы, так что по тяжелым вертолетам мы пока сидим», — добавил он.
Еще один тендер – на 197 легких вертолетов разведки и наблюдения для ВВС и сухопутных войск Индии стоимостью до $3 млрд – длится в общей сложности уже 12 лет (Ка-226Т участвует в нем с 2010 года). В 2007 году итоги конкурса были отменены, вновь тендер стартовал летом 2008 года. Сейчас Ка-226Т конкурирует с европейским AS550 C3 Fennec компании Eurocopter. «Конкурс пока находится на этапе рассмотрения, — добавил Комардин. – Индия не спешит с выводами, и тендеры часто годами тянутся».