Федеральная антимонопольная служба России в следующем году планирует провести анализ рынка социальных сетей, сообщил «Газете.Ru» начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев. По его словам, ведомство будет анализировать российский сегмент этого рынка: помимо «Одноклассников», «ВКонтакте», «МойМир@Mail.ru» может проводиться исследование и русскоязычной части Facebook, и других международных социальных ресурсов.
«Мы хотим ближе познакомиться с предметом нашего регулирования. Это достаточно новый рынок: еще десять лет назад о нем никто не знал, а теперь он занимает существенный сегмент. Мы изучаем его, чтобы быть в курсе событий», — отметил Кудрявцев.
Предметом анализа станут доходы от рекламы, аудитория, работа сервисов.
В 2013 году антимонопольная служба планирует определить методические и методологически подходы к анализу рынка социальных сетей — это будет делаться коллегиально на методическом совете ФАС под руководством заместителя руководителя ведомства Андрея Цыганова. «Не исключено, что по итогам этой работы мы решим, что проведение анализа рынка социальных сетей не целесообразно», — предупредил Кудрявцев.
Методические основы проведения анализа рынков содержатся в приказе ФАС России № 220 «О порядке анализа товарных рынков». Но существующая методология плохо соотносится с рынками информационных технологий, в том числе рынком социальных сетей, интернет-поиска и т. д.
«Сложно определить географические границы и в некоторых случаях товарные границы, поэтому подобные вопросы будут вынесены на методический совет», — пояснил Кудрявцев.
Он не исключил, что по итогам работы совета ФАС может вынести предложение о разработке новых правил анализа, которые будут касаться только сегмента информационных технологий. «Мы будем выходить с таким предложением, потому что по существующей нормативной базе проводить его практически невозможно», — заключил Кудрявцев.
Определение параметров критериев доминирования закреплено в законе № 135. «Но рынок социальных сетей очень экзотический, в том числе и для ФАС, поэтому наши стандартные подходы к анализу рынка следует несколько адаптировать для рынков информационных технологий», — сказал Кудрявцев.
В пресс-службе Mail.ru Group, которой принадлежит социальная сеть «Одноклассники» и ресурс «МойМир@Mail.ru», сообщили, что запросов от ФАС пока не получали. «Но мы готовы к любым действиям ведомства в рамках российского законодательства», — подчеркнул представитель интернет-холдинга.
К «ВКонтакте» тоже пока не обращались с запросом, сообщили в пресс-службе социальной сети, добавив, что все данные по критериям анализа ФАС можно получить в открытых источниках.
«В Facebook не комментируют решения государственных органов», — сообщили в пресс-службе американской компании, не раскрыв данные о доле российских пользователей ресурса. Мировая аудитория Facebook превышает 1 млрд человек.
В «Одноклассниках» более 160 млн зарегистрированных пользователей. Из них около 60% проживают в России. Во «ВКонтакте» зарегистрировано более 190 млн пользователей, около 67% которых также живут в России.
Независимый аналитик Юлий Матевосов не видит предмета регулирования со стороны ФАС в сегменте социальных сетей. «Это похоже на попытку взять в руки снег и держать, пока он не растает», — сравнивает эксперт.