Минэкономразвития внесло в правительство предложения о создании специального фонда развития, средства которого можно направлять на инфраструктурные проекты с длительной окупаемостью или неокупаемые.
Пополнять такой фонд предполагается за счет нефтегазовых сверхдоходов, идущих сейчас в Резервный фонд, сообщил глава ведомства Андрей Белоусов. По его словам, министерство предложило снизить норму наполнения Резервного фонда с 7% до 5%.
«Я не считаю, что это ослабление бюджетного правила», — указал Белоусов. Бюджетное правило начало действовать с текущего года. Оно предполагает наполнение Резервного фонда до 7% ВВП, после чего половина дополнительных поступлений будет направляться в Фонд национального благосостояния, а остальное — на инфраструктурные проекты.
При цене на нефть в $110 за баррель объем Резервного фонда достигнет 7% ВВП в 2016 году или конце 2015-го, указал Белоусов. «Но будет уже поздновато», — считает он.
Фактически речь идет о трансформации Инвестфонда, который прекращает работу в этом году, но с большим финансовым потенциалом. По расчетам экономической экспертной группы, которые публикует «Финмаркет», к 2014 году в новом фонде может быть аккумулировано около 2 трлн рублей, в 2015-м — около 2,5 трлн рублей.
По словам Белоусова, «в самой конструкции Инвестфонда были заложены некие родовые травмы» — очень низкая ответственность частного инвестора.
Это, по утверждению министра, привело к снижению эффективности госрасходов, так как государство обязательства по проектам выполняло. Теперь правительство планирует модернизировать законодательство о государственно-частном партнерстве с целью повышения ответственности бизнеса. Соответствующий законопроект должен быть внесен в Госдуму в марте.
«Пока речь идет о целесообразности и механизмах использования части нефтегазовых доходов, которые аккумулированы в Резервном фонде, для финансирования инвестиционных программ — там, где эти инвестиции являются невозвратными», — пояснил министр.
По данным Минрегиона, через Инвестфонд были поддержаны 16 федеральных и 34 региональных проектов общей стоимостью 1,244 трлн рублей. Из бюджета было выделено 366,6 млрд рублей. На 1 рубль средств федерального бюджета привлечено по 3—6 рублей частных инвестиций, а в некоторых региональных проектах 10—17 рублей, указывается в отчетности ведомства. В прошлом году вице-премьер Александр Хлопонин говорил, что тема продолжения работы Инвестфонда не закрыта.
Специальный фонд должен быть создан «внутри бюджета» и концентрироваться на реализации невозвратных проектов, уточнил Белоусов. Таким в первую очередь является строительство автодорог. По расчетам ведомства, в ближайшие два-три года в России нужно нарастить объемы строительства автодорог с нынешних 2000 км в год до 4000. В 2014 году государство может сделать в фонд небольшие вложения, в 2015 году — около 100 млрд рублей, а далее довести до 400 млрд рублей, добавил Белоусов. Он отметил, что принимать решения нужно сейчас, так как именно в строительство сразу деньги не пойдут: нужно время для проведение проектных работ и экспертиз.
Эта структура может аккумулировать и 100 млрд рублей из ФНБ, которые поручил выделить Владимир Путин. «Если будет принято решение о том, чтобы направить туда 100 миллиардов из ФНБ, то можем его запустить уже в этом году», — сказал министр. Путин поручил направить 100 млрд рублей из ФНБ в окупаемые инфраструктурные проекты. Поскольку предлагаемая Минэкономразвития структура предполагает инвестиции в невозвратные проекты, то деньги ФНБ могут туда не попасть. По словам Белоусова, для управления их инвестированием может быть два механизма — создаваемое Росфинагентство и ВЭБ. «И там и там есть плюсы и минусы», — подчеркнул чиновник и добавил, что сам склоняется к варианту, предусматривающему передачу средств ВЭБу. «В ВЭБе есть достаточно четкие, отлаженные механизмы отбора инвестпроектов», — указал министр. Путин же говорил, что деньги должны пойти в инфраструктурные проекты сразу после формирования Росфинагентства.
Средства пенсионных накоплений в рамках финансирования неокупаемых инфраструктурных проектов использовать нельзя, считают в Минэкономразвития. Их нужно вкладывать в проекты с высокой рентабельностью, чтобы к выходу человека на пенсию его средства «как минимум не уменьшились». «Такие проекты, с окупаемостью выше инфляции, есть, но их немного», — сказал Белоусов. На пенсионные накопления, в частности, претендуют РЖД. Компания рассчитывает привлечь около 1 трлн рублей, говорил ранее министр транспорта Максим Соколов. Глава Минфина оговаривался, что в 2013 году на инфраструктурные облигации РЖД могут пойти 200—300 млрд рублей пенсионных накоплений. Кроме того, Путин поручил разработать механизмы вложения этих денег на фондовом рынке — при проведении IPO госкомпаний.
Попытки распечатать резервные фонды — первый шаг к тому, чтобы деньги из них просто исчезли, считает старший экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. «Опыт показывает, что успешны те страны (как Норвегия), которые стратегию существования резервных фондов не меняют, и неуспешны страны, которые распечатывают фонды, как Нигерия, где эти деньги исчезают», — приводит пример экономист. Строительство автодорог и другой транспортной инфраструктуры действительно важная задача, подтверждает она.
«Если понизить уровень коррупции в стране, то, возможно, останутся и деньги на финансирование дорог», — полагает Цепляева.
Ключевая проблема в направлении нефтяных сверхдоходов на инфраструктурные проекты — их эффективность, говорит директор центра структурных исследований Гайдаровского института Алексей Ведев. Спор между Минфином и Минэкономразвития относительно использования средств Резервного фонда достаточно стар, напоминает экономист: дискуссия заключается в том, верстать ли дефицитный или бездефицитный бюджет и как использовать нефтяную ренту.
«Позиция Минфина заключается в том, что необходима финансовая стабильность, а лишние деньги будут разгонять инфляцию. Минэкономразвития полагает, что эти деньги нужны для развития», — объясняет Ведев. По его словам, сам экономист склоняется к позиции финансового ведомства. «Ключевой вопрос — эффективность. Если мы удвоим финансирование — у нас дорог станет в два раза больше, в полтора или на 20%?» — задается он вопросом. Еще один вопрос — пропорциональность расходов возможностям, отмечает экономист. «Возможно, мы захотим в этом году построить в три раза больше дорог, но у нас нет ни техники, ни людей для такого объема», — поясняет он.
Механизмы государственно-частного партнерства в первую очередь надо совершенствовать через улучшение бизнес-климата, говорит Ведев. «Если частный бизнес не хочет вкладывать деньги в инфраструктуру, притом что государство готово давать гарантии и докладывать деньги, это говорит о том, что среда у нас достаточно плохая», — резюмирует эксперт.
Члены экономического блока в последнее время поднимают вопрос об изменении курса, включающего соблюдение бюджетного правила, политику инфляционного таргетирования ЦБ и микроструктурные реформы, отмечают аналитики Morgan Stanley в последнем отчете для инвесторов. Как отмечается в документе, министр финансов Антон Силуанов и первый вице-премьер Игорь Шувалов поднимали вопрос о снижении ставок (с этим соглашается и Белоусов. – «Газета.Ru»), а министр экономического развития неоднократно поднимал вопрос о смягчении бюджетного правила и инвестировании сверхдоходов и пенсионных накоплений в инфраструктуру. Однако в Morgan Stanley склонны полагать, что ни Путин, ни Дмитрий Медведев не поддержат призыв смягчения политики ЦБ. «Во-вторых, они оба, похоже, больше, чем министры экономического блока, обеспокоены инфляцией», — говорится в отчете. Экономисты ожидают, что руководство страны продолжит придерживаться нынешнего курса, по меньшей мере в течение шестилетнего президентского срока.