Первый день Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе будет почти полностью посвящен России. В центре внимания «Сценарии развития России» — доклад, подготовленный зарубежными и российскими экспертами специально для форума. «Более 350 экспертов и руководящих лиц участвовали в подготовке доклада этого года, изучая глобальные, региональные и внутренние обстоятельства, которые могут оказать фундаментальное влияние на экономику России в ближайшие десятилетия», — отметил основатель и президент ВЭФ Клаус Шваб во вступительном слове к докладу.
45 страничный доклад обильно иллюстрирован матрешками. Подготовка велась при поддержке Сбербанка, авторы поблагодарили за «поддержку и инициативу» президента банка Германа Грефа, первого вице-премьера Игоря Шувалова, вице-премьера Аркадия Дворковича, ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, профессора экономики Лейденского университета Виктора Хальберштадта, профессора экономики Йельского университета Алеха Цивински, шерпу от России в G20 Ксению Юдаеву и бывшего министра финансов Алексея Кудрина.
«Как шестая экономика в мире (по паритету покупательной способности), член G8, G20 и Совета Безопасности ООН, Россия справедливо уверена в достижении своих целей развития. Однако влияние глобального финансового кризиса подчеркнуло уязвимость ее экономики и сильную зависимость от экспорта энергоресурсов, а президентские выборы 2012 года породили дискуссии о будущей экономической политике страны», — замечает Шваб.
Авторы доклада выделили три основных «вызова», способных повлиять на Россию. Первый — изменение мирового энергетического ландшафта. Речь идет о революции в сфере сланцевого газа и сдвиги в глобальном спросе на энергоресурсы. Второй вызов — качество институциональной среды России, где удалось добиться лишь незначительного прогресса в борьбе с коррупцией, несмотря на существенный рост благосостояния в пересчете на душу населения. Кроме того, авторы доклада отмечают отсутствие улучшений в сфере государственных услуг, вопреки повышению соответствующих бюджетных ассигнований. Третий вызов — динамика внутренней социальной сплоченности. Авторы обращают внимание на возникновение оппозиционного движения в стране.
«Развитие новых медиатехнологий дает людям инструменты, чтобы привлекать к ответственности элиты. Эта глобальная тенденция не обошла стороной и Россию, где также увеличивается спрос на подотчетность и прозрачность элит. То, как элиты будут реагировать на эти потребности, будет играть решающую роль для будущего», — говорится в документе.
С учетом этих вызовов формулируются три основных сценария: «ребалансировка регионов», «шаткая стабильность» и «по ту сторону достатка». «Ребалансировка регионов» (нефтяная матрешка падает, сельскохозяйственная и промышленная — на высоте) предполагает, что при постепенном снижении цен на энергоносители инициатива экономических и политических изменений исходит от неожиданных источников, институциональные реформы проводятся на уровне субъектов федерации на фоне застойных процессов в центральных институтах власти. Некоторым регионам удается обеспечить быстрый рост за счет инвестиций в сельское хозяйство и производство смежных продуктов в цепочке добавленной стоимости, а также благодаря более тесным инфраструктурным и торговым связям с восточными соседями России. «Шаткая стабильность» (матрешка рушится) — внезапное резкое и затяжное падение нефтяных цен в отсутствие институциональных реформ заставляет правительство укреплять механизмы контроля над экономикой. В России сохраняется иллюзия экономической стабильности, а проведение болезненных реформ переносится на будущее. «По ту сторону достатка» (матрешка, очевидно, символизирующая базис, счастлива и завалена значками доллара и евро, но над ней мрачно нависает недовольная матрешка-надстройка) — высокие цены на нефть и газ сохраняются, что приводит к «удовлетворенному бездействию в отношении институциональных реформ». Согласно этому сценарию, значительная часть российского общества получает более высокие доходы, однако социальное недовольство также растет — в связи с неэффективными действиями госслужб и постоянно растущим бюрократическим аппаратом.
«Несмотря на то что рост личного благосостояния может заглушить требования населения в краткосрочной перспективе, в конечном итоге эти требования неизбежно всплывут на поверхность», — говорится в документе.
«Cценарии нужны руководству страны, чтобы оно могло формализовать реальность. Самое важное – формат диалога, важно услышать ответ от государства, что оно готово сделать в данных условиях», — считает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. Представленные сценарии она рассматривает оптимистично. «Все в наших руках, — поясняет эксперт. – Во всех трех сценариях есть проблема институциональной среды и внешние шоки. И основной вывод – проводя институциональные реформы, мы можем нивелировать негативное внешнее воздействие». Что касается регионов как источника роста, то Россия – страна с достаточно большим потенциалом, вопрос, можем ли мы его использовать, отмечает эксперт. Рост за счет сельского хозяйства также выглядит перспективным, полагает Орлова: «В последнее время очень активно обсуждается проблема нехватка продуктов питания и воды и это большой вызов для мировой экономики. Но не надо обманываться – в этой ситуации мы можем с нефти перейти на экспорт других ресурсов».
«Я участвовал в нескольких обсуждениях этих сценариев», — признается главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Но главным для России он считает сценарий, на котором авторы доклада не останавливаются – реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата и возвращение притока человеческого капитала и инвестиционных ресурсов.
«Если условия ведения бизнеса улучшатся, то огромные ресурсы и капиталы, которые покинули страну в 90-е, начнут возвращаться. Это миллионы высококвалифицированных специалистов и сотни миллиардов долларов. Это очень важный и сложный сценарий, но благодаря таким реформам Россия может повысить свой экономический рост», — убежден эксперт.
Но такие реформы необходимо проводить, пока внешнеэкономическая конъюнктура остается благоприятной, добавляет он: «Фактор цен на нефть, конечно, играет роль и надо работать над тем, чтобы отделить цикл нефтяных цен от реформ, которые должны иметь свою среднесрочную и долгосрочную перспективу».
В среду оценку докладу даст премьер-министр Дмитрий Медведев.