Росавиация предлагает увеличить ставки сборов за аэронавигационное обслуживание на 25,3%, сообщили в ведомстве. Это позволит в 2013 году дополнительно заработать на аэронавигации более 11,7 млрд рублей, увеличив выручку ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» до 60,579 млрд рублей. В 2014 году выручка предприятия может составить 64,893 млрд рублей, следует из материалов Росавиации.
Рост сборов учитывает среднегодовую инфляцию 2013 года (6,2%) и инфляцию за 2011 и 2012 год (13,6%). В ведомстве напомнили, что последний раз ставки индексировались в 2010 году, поэтому сейчас необходим скачкообразный рост.
Если согласовать рост ставок с 1 января 2013 года не удастся, в будущем придется поднимать их еще более резко, «что может вызвать уход с трасс пользователей воздушного пространства России», предупреждают эксперты Росавиации.
Еще одна причина увеличения сборов – замещение транссибирского роялти. Это платежи, которые взимаются за полеты иностранных авиакомпаний над территорией России. Они перечисляются «Аэрофлоту», а «Аэрофлот» значительную их часть передает государству на развитие отрасли. С 1 января 2012 года роялти отменено по новым транссибирским маршрутам (роялти за 2012 год «Аэрофлот» перечислил Росавиации, сообщил источник в авиакомпании), а с 1 января 2014 года оно исчезнет полностью. Выручка корпорации по организации воздушного движения уже в 2013 году не предусматривает поступлений от роялти, и рост ставок включает их компенсацию в размере 2 млрд рублей.
Проект, предложенный Федеральной службой по тарифам (ФСТ), по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), предусматривает более скромный рост ставок сборов за аэронавигацию — на 10%.
В службе не конкретизировали свои предложения, но пояснили, что рассчитывают их в соответствии с правилами госрегулирования сборов за аэронавигационное обслуживание (утверждены правительством в ноябре 2011 года). «В расчетах учитываются затраты на выполнение услуг, а также необходимость выполнения мероприятий по модернизации Единой системы Организации воздушного движения (Ес ОрВД) в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация Ес ОрВД (2009–2015 годы)», — отметили в ФСТ.
В АЭВТ, представляющей интересы авиаперевозчиков, уже заявили, что в принципе не видят необходимости в повышении ставок сборов, и «новые ставки повлекут значительное увеличение расходов авиакомпаний (по экспертным оценкам, порядка 2 млрд рублей), что не предусмотрено их бюджетами».
Президент ассоциации Евгений Чибирев не стал прогнозировать, как изменятся тарифы на авиабилеты из-за повышения ставок. Он подчеркнул, что прежде всего речь идет о сохранении на рынке компаний, работающих на внутрироссийских линиях, которые не могут в технологической цепи производства сократить затраты. «Авиакомпании постоянно обвиняют в сверхтарифах, декларируются цели развития региональной авиации, но к чему ведет любое повышение тарифов и сборов? — пояснил глава АЭВТ. — К закапыванию в землю перевозчиков, которые и так находятся в глубоко убыточном состоянии».
Любой рост расходов сказывается на конечном потребителе – пассажире, напоминают в авиакомпаниях. Расчеты Росавиации, впрочем, говорят о том, что рост тарифов будет незначительным.
Доля сбора за аэронавигацию в цене авиабилета составляет в среднем 2%, следует из материалов ведомства. Например, при росте ставки на 10% билет из Петербурга в Москву подорожает на 9 рублей, а на 25% — на 22,5 рубля.
Расчет по Петербургу дан для самолета A320 «Аэрофлота» на 150 пассажирских кресел с максимальной взлетной массой 74 тонны. Средняя цена билета экономкласса в тарифной линейке перевозчика, по данным на 2 ноября 2012 года, – 4318 рублей. При заполняемости рейса на 75% доход компании составляет 485,775 тыс. рублей, подсчитали в Росавиации. Из этих денег сбор за аэронавигацию на трассах рейса – 9710 рублей, то есть доля аэронавигационного сбора в доходах за рейс – менее 2%. В цене авиабилета сбор составляет 86 рублей, а при росте ставки сбора на 1% цена билета поднимется на 90 копеек.
В рейсе вертолета Ми-8 Петропавловск-Камчатского авиапредприятия из Петропавловска-Камчатского в Палану, где средняя стоимость билета экономкласса 39 400 рублей, сбор за аэронавигацию в расчете на одно пассажира составляет 113 рублей. Увеличение стоимости билета при росте ставок сбора на 1% составит 1,1 рубля (если на 25%, то, соответственно, 27,5 рубля). На том же маршруте, но с использованием самолета Ан-28 и ценой билета 16 700 рублей, сбор составляет 208 рублей, в результате увеличения ставки сбора на 25% цена билета вырастет на 52,5 рубля.
Самый дорогой рост авиабилета, по расчетам Росавиации, может произойти на маршруте Ленск--Якутск с использованием самолета Ан-24 (цена билета в экономе авиакомпании «Алроса», по данным на 2 ноября 2012 года, – 13 675 рублей). В структуре такого билета сбор за аэронавигацию составляет 317 рублей, а подъем ставки сбора на один процент ведет к росту цены билета на 3,2 рубля. То есть при увеличении ставки сборов на четверть билет подорожает на 80 рублей.
Окончательных решений о повышении ставок за аэронавигацию пока не принято, позицию на этот счет еще не сформировало Министерство транспорта. «Предложения по индексации еще проходят процедуру обсуждения внутри министерства, — сообщили в Минтрансе. – В ближайшее время они будут представлены в ФСТ». В то же время источник, близкий к ведомству, пояснил, что Минтранс на данный момент не поддерживает повышение ставок по варианту Росавиации.