Главный экономист ЕБРР Эрик Берглоф
«Я считаю идею Москвы о создании международного центра полезной. Построение инфраструктуры даст повод задуматься о многих вещах, среди них инвестиционный климат Москвы, структурирование фондовой биржи после слияния РТС и ММВБ, развитие депозитария. Я думаю, такой центр возможен в Москве. Но речь вряд ли может идти о конкуренции с Нью-Йорком и Лондоном. Скорее, МФЦ будет соревноваться за инвестиции с другими подобными региональными центрами. Но в том, чтобы ставить перед собой смелые цели, нет ничего плохого».
Руководитель Raiffeisen Bank International Герберт Степич
«Любой финансовый центр, нацеленный на масштаб рынка, сопоставимого с российским, безусловно, будет иметь значение. Главный вопрос — насколько реальными можно считать амбициозные планы по реализации проекта. Утверждение, что финансовый центр в Москве составит конкуренцию Лондону и Нью-Йорку, — неисполнимая иллюзия. Но если целью будет развитие внутреннего рынка капитала, то она вполне реальна. На нее, по-моему, и нужно ориентироваться».
Заместитель генерального директора OTP Bank Ласло Волф
«Во времена высокоскоростного обмена данными территориальное местонахождение центра не так важно. Крупные компании устремятся туда, где рынок труда предлагает квалифицированных специалистов. Большое преимущество Лондона в том, что исторически он представляет средоточие банкиров и финансистов. Должен отметить, что существует тенденция миграции специалистов оттуда в Москву. Но масштабы еще малы: требуются десятки тысяч профессионалов. Поэтому в ближайшие 5–10 лет Москва навряд ли сможет конкурировать с Лондоном, где сегодня работают 200 тысяч финансистов. Люди там — сделки там. Быть финансовым центром означает обслуживать не только внутренний рынок, но и иностранных клиентов. Москву уже можно назвать финансовым центром для России и стран СНГ. Но на то, чтобы стать международным центром, у Москвы уйдет еще много времени».
Председатель правления Euromoney Institutional Investor Ричард Инсор
«Не уверен, что в таком финансовом центре существует потребность. Но во многих странах открываются фондовые биржи и показывают достаточно хорошие результаты, так как правильно развиваются и получают поддержку — как со стороны государства, так и со стороны частного сектора. Россия – весьма большая экономика. К тому же существует ряд других экономик, в значительной степени зависящих от России, например СНГ. И многие из этих стран не имеют четкого финансового центра. Некоторые работают в Лондоне, некоторые — в Гонконге и даже Турции. Но ни один из этих центров не подходит им по временным зонам и языку. Поэтому, если в создании финансового центра в России будут задействованы адекватные ресурсы, у Москвы есть все шансы добиться в этом успеха. И государство сможет рассчитывать на неплохой возврат инвестиций. Хотя о конкуренции с Нью-Йорком не может быть и речи — ни в моей, ни в вашей жизни. Да и с Лондоном тоже. Но центром для стран СНГ и некоторых восточноевропейских стран Москва может стать вполне».
Управляющий директор направления EMEA агентства Standard & Poor's Джон Гиблинг
«Думаю, что крайне сложно конкурировать с уже устоявшимися финансовыми центрами, такими как Нью-Йорк, Лондон и Париж. Возможно, такой центр понадобился бы для России и СНГ, что поспособствовало бы развитию региона. Но сомневаюсь, что получится перенаправить мировые денежные потоки через Россию».
Главный аналитик Capital Economics по развивающимся рынкам Нил Шеринг
«Тут существует целый набор интересных моментов. Один заключается в том, что каждый развивающийся рынок стремится к провозглашению себя финансовым центром. И Москва – один из них, но далеко не единственный. В Азии к этому стремятся еще как минимум Гонконг и Шанхай. Вопрос, нуждаются ли развивающиеся рынки в таких финансовых центрах. Как показывает история последних десятилетий, финансовые центры в Лондоне и Нью-Йорке не раз ложились бременем на экономики Англии и США. Если бы я мог что-то посоветовать российскому правительству, то предложил бы меньше концентрироваться на развитии финансового центра, а сфокусироваться больше на создании быстрорастущего конкурентоспособного частного сектора в таких отраслях, как автомобилестроение, легкая промышленность».
Глава Franklin Templeton по суверенным фондам Дэвид Смарт
«Существует большое количество стран, которые пытаются основать финансовые центры. По три есть в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, в Турции. Эти центры находятся практически в одной временной зоне с Москвой — они и будут основными конкурентами. В этом пространстве явно недостаточно места для пяти или шести центров. Думаю, стоит воспользоваться опытом стран Ближнего Востока, которые сконцентрировались на развитии локальных фондовых рынков, регулировании и упрощении требований для инвесторов».
Генеральный директор International Capital Market Association (ICMA) Мартин Шек
«Внутри ICMA мы создали региональную группу для стран Центральной и Восточной Европы, в которые входит и Россия. Мы считаем, что в регионе существует острая потребность в центре такого рода. Существует некоторое количество мировых центров, но в нашем случае мы говорим о региональном. Мы и сами принимали участие в разработке МФЦ в Москве. Судя по финансовым узлам, процесс создания которых запущен в других частях света, модель востребована и успешна».
Управляющий активами фонда KD Funds Лука Флер
«Безусловно, Москва на верном пути. Я думаю, для МФЦ существует незанятая ниша. С позиции иностранного инвестора, так как мы тоже вкладываем в Россию, хочу отметить, что инфраструктура рынка акций в России требует доработки. Слияние бирж, создание центрального депозитария и допуск к ОФЗ через Euroclear мы расцениваем как позитивные сигналы на пути создания финансового центра. С нашей точки зрения, открытие счетов международного центрального депозитария (Euroclear) и большая открытость локального рынка для иностранных инвесторов – необходимые шаги для развития МФЦ в Москве».