С начала недели акции корпорации Boeing падают на фоне новостей о проблемах в программе 787 Dreamliner («Самолет мечты»). 7 января падение ценных бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже составило почти 2%, до $76,18 за акцию, 8 января падение продолжилось — акции упали на 2,6%, до $74,13.
Отрицательные торги связаны с самолетами Dreamliner, которые эксплуатирует авиакомпания Japan Airlines: два дня подряд у лайнеров возникали технические проблемы.
Первый инцидент произошел в аэропорте Бостона в понедельник. Вскоре после высадки пассажиров с 787-го, прибывшего из Токио, технический персонал, проводивший плановый осмотр, обнаружил сначала задымление в салоне, а затем и возгорание в районе двигательной установки. Пожарным удалось быстро ликвидировать огонь. Позже было установлено, что воспламенился аккумулятор вспомогательной энергетической установки.
9 января эта новость сказалась на ценных бумагах японской GS Yuasa Corp, которая изготавливает аккумуляторы для Dreamliner. Акции группы с начала торгов на Токийской бирже упали на 5,1%, до 318 иен (падение во вторник — на 4%). Но Reuters, цитируя аналитиков, пишет, что в целом на бизнесе группы инцидент с Dreamliner вряд ли скажется, так как производство подобных аккумуляторов составляет лишь 1% от продаж. «Тем не менее продукт один из перспективных в пакете GS Yuasa, и, если выяснится, что причиной пожара в самолете был именно аккумулятор, это может оказать свое негативное влияние», — считает аналитик Citigroup Цубаса Сасаки.
Сейчас расследованием возгорания занимается комиссия Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB) вместе с Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) и японскими авиационными властями, а также корпорацией Boeing. По данным японских властей, пока аналогичных неполадок на лайнерах JAL и ANA не обнаружено. Эксплуатанты 787-го, в том числе японские авиакомпании, чилийская Lan, Ethiopian Airlines, Air India, Qatar Airways, United Airlines, не приостанавливали эксплуатацию самолетов. В Бостоне остается только один из семи «самолетов мечты», принадлежащих JAL.
Второй инцидент произошел с другим Dreamliner той же японской авиакомпании на следующий день после пожара. При выполнении рейса из того же аэропорта Бостона в Токио лайнер прекратил взлет, так как экипаж зафиксировал утечку топлива из левого крыла машины. Когда двигатель был выключен, утечка прекратилась, сообщил представитель аэропорта. После технического обследования Dreamliner экипаж получил разрешение на взлет, и рейс был благополучно выполнен.
Еще в середине декабря 2012 года FAA распорядилось провести проверку всех лайнеров 787 Dreamliner на предмет возможных проблем с топливопроводом. Проверки были рекомендованы после того, как эксплуатанты сообщили о случаях утечки топлива. Утечки, в частности, были обнаружены на лайнерах японской All Nippon Airways (ANA, стартовый заказчик Dreamliner, начала эксплуатацию в сентябре 2011 года — через три года после первоначально заявленного корпорацией Boeing срока). Второй японский оператор «самолетов мечты» — компания Japan Airlines — тогда заявил, что до проведения проверки случаев утечки на ее лайнерах 787 не было.
Но инцидент с возгоранием в двигательной установке — более тревожная новость для проекта, считают аналитики.
Марк Розенкер, руководивший NTSB с 2005-го по 2009 год, пояснил Wall Street Journal, что все новые модели самолетов в первые месяцы эксплуатации испытывают разные сложности, но характер проблем Dreamliner вызывает беспокойство. «Все-таки это не проблемы кресел, а вопрос безопасности», — уточнил он. Впрочем, по мнению Розенкера, пока существующие технические неполадки не выходят за уровень риска, который закладывается в новую модель пассажирского самолета. «Сложности вовсе не означают, что проект в корне ошибочный, — сказал New York Times вице-президент аналитической группы Teal Group Corporation Ричард Абулафия. — Но, чем бы это ни было — конструктивной или производственной проблемой самолета, это, безусловно, удар по имиджу Boeing».
К концу 2012 года Boeing передал 49 самолетов Dreamliner восьми авиакомпаниям. Корпорация имеет заказы еще на 799 машин для крупных международных авиа- и лизинговых компаний. И пока непонятно, как недавние технические проблемы скажутся на спросе на машину, отмечает Wall Street Journal. Корпорация до конца года планирует удвоить производство Dreamliner до 10 машин в месяц, и любое промедление болезненно для программы, так как заказчики вносят значительный аванс стоимости самолета и Boeing уже сталкивался со штрафными санкциями за невыполнения заказов вовремя.
Европейская самолетостроительная компания Airbus из-за задержек в программе A380 вынуждена была списать в качестве убытков около $340 млн, напоминает Wall Street Journal, а производитель двигателей компания Rolls-Royce выплатила более $90 млн компании Qantas Airways, которая после отказа одного из двигателей в полете в ноябре 2010 года приостановила эксплуатацию лайнера.
Американский самолетостроитель рассчитывает продать 5 тысяч «самолетов мечты» в ближайшие 20 лет. Каталожная цена 787-8, единственной модели Dreamliner, доступной к заказу, составляет $206,8 млн, и стартовые заказчики получают большие скидки в качестве компенсации задержек производства и «детских проблем» новой модели. «Все это означает, что могут пройти годы, прежде чем Boeing начнет окупать инвестиции в проект и получать с него прибыль», — считает New York Times.