Хозяйственный суд Брие (Лотарингия, Франция) в конце января может принять решение о ликвидации Sky Aircraft — авиастроительного подразделения французской промышленной группы GECI. Компания реализует проект легкого турбовинтового самолета Skylander SK-105 на 19 мест.
Перспективы разработки зависели от возможных поставок самолетов в Россию, но контракты не подтвердились.
GECI Aviation — авиастроительная компания, объединяющая два предприятия — Reims Aviation Industries, созданный в 1933 году завод, который ведет проект F406, и лотарингскую фирму Sky Aircraft, курирующую Skylander. В последние годы компания работает в убыток. Проект Skylander компания рассматривает как прорывный. Но денег на него у GECI уже нет.
В России GECI стала известна после того, как объявила о крупном заказе на Skylander: компания «Авиамост» подписала меморандум о приобретении 300 таких самолетов для российских авиакомпаний. Заявленная производителем цена самолета — €6,5 млн. То есть стоимость меморандума составляла €1,95 млрд.
На фоне новостей о будущей сделке с российским заказчиком акции GECI на бирже выросли на 38%. Из-за резкого роста торги были приостановлены. После публикации «Газеты.Ru», эксперты которой усомнились в способности российских перевозчиков оформить столь крупный заказ, акции GECI пошли вниз. Глава компании Серж Битбуль выступил с заявлением, что уверен в российском партнере. «Газета.Ru» разыскала «Авиамост», до тех пор мало известный на российском рынке. Ее учредителями являются Виктор Медведев, работавший ранее заместителем гендиректора корпорации «Витязь», и Виктор Кононенко, до февраля 2012 года возглавлявший компанию Red Wings.
«В начале марта мы заключили соглашения о намерениях с авиакомпаниями «Вертикаль-Т» на 10 самолетов и «Дельта-К» на 7 самолетов. Срок поставки — с 2014-го по 2018 год», — рассказал Медведев, добавив, что до конца апреля компания планирует заключить соглашения на 300 самолетов. Но с тех пор был приостановлен сертификат эксплуатанта у «Вертикали-Т», а новостей о других заказчиках не последовало, хотя GECI вел переговоры и с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» (об этом рассказывал в интервью «Газете.Ru» глава «Ильюшин Финанс» Александр Рубцов на авиасалоне Фарнборо-2012).
За несколько дней до британского авиасалона, где Серж Битбуль искал новых партнеров, GECI приостановила торги бумагами на Парижской бирже 7 июня 2012 года.
К этому моменту «дочка» GECI компания Sky Aircraft оказалась на грани банкротства.
В проект легкого турбовинтового Skylander инвестировало около 30 млн евро французское государство, несмотря на угрозу санкций в рамках ВТО. Еще 70 млн евро инвестировали с 2008 года частные инвесторы. Предполагалось, что Skylander в 2012 году поддержит Стратегический инвестиционный фонд Франции еще на $30 млн, но фонд «не внес ни копейки», писал в июне биржевой портал газеты Le Figaro. Компании срочно требовались 10 млн евро на заработную плату 200 сотрудникам в течение четырех месяцев.
И менеджмент GECI активно искал инвесторов за рубежом. В частности, летом источники французских изданий заявляли об интересе к активу корпорации Israel Aerospace Industries (IAI).
Но стабилизировать финансовое положение компании не удалось, и 4 октября суд назначил в Sky Aircraft конкурсного управляющего в рамках процедуры защиты от кредиторов. Компания получила полгода на оздоровление с условием, что 31 декабря GECI опубликует отчет за 2011—2012 финансовый год.
Но в начале декабря Reuters со ссылкой на конкурсного управляющего сообщило, что, скорее всего, будет подано ходатайство о ликвидации компании. На 20 декабря было назначено судебное заседание, где предполагалось определиться с перспективами Sky Aircraft.
В GECI заявляли об интересе к группе сразу нескольких иностранных инвесторов, но в профсоюзе отвечали, что вопрос о ликвидации остается в повестке дня. Ходатайство о ликвидации неизбежно, если Sky Aircraft не сможет гарантировать заработную плату за декабрь, пояснял конкурсный управляющий.
Заседание 20 декабря прошло успешно для GECI. Группа смогла найти часть денег на зарплаты, и суд согласился дать компании отсрочку до конца января. После заседания Битбуль сообщил, что компания заключила ряд меморандумов на 15 самолетов для российских заказчиков, увеличив количество потенциальных заказов от авиакомпаний из России до 67 машин. Прежнюю цифру — 300 машин — GECI больше не упоминает.
Медведев из «Авиамоста» во вторник в течение дня на звонки не отвечал. Кононенко коротко сообщил, что, несмотря на сложности GECI, «Авиамост» продолжает работать с потенциальными заказчиками.
Высокопоставленные источники в Минпромторге и Росавиации ранее говорили «Газете.Ru», что не обладают информацией о возможных поставках самолетов.