Google и Федеральная торговая комиссия США могут в досудебном порядке урегулировать разбирательство по поводу ведущего положения корпорации на рынке поиска, если она согласится пойти на уступки, пишет Bloomberg со ссылкой на двух источников, знакомых с ситуацией.
Комиссия обвинила Google в использовании доминирующего положения на рынке в 2011 году. По мнению регулятора, интернет-корпорация продвигает собственные продукты при выдаче результатов поиска, тогда как информацию о конкурентах найти сложнее. Чиновники начали рассматривать это дело после жалоб от Microsoft, Yelp и Expedia.
Искажение результатов поиска компанией, которая занимает доминирующее положение на рынке, нарушает антимонопольное законодательство, а кроме того, вредит развитию технологий, говорится в заявлении альянса Fairsearch.org, в который в том числе входит Microsoft.
Оппоненты Google опасаются, что, если регулятор не сможет довести до победного конца дело с Google, злоупотребления с ее стороны еще усилятся. «Органы исполнительной власти не должны позволять Google использовать преимущество на рынке, которое компания получила, когда конкуренции практически не было, — говорится в заявлении. –
Если они не примут действенных мер после двухлетнего расследования, у Google появится больше смелости действовать такими способами, которые будут вредить потребителям и компаниям, разрабатывающим инновационные технологии».
«Если правительство признает, что данная практика незаконна, Google перестанет использовать доминирующее положение в пользу своих услуг», — считает адвокат Гери Рибэк, который представляет интересы одной из компаний, подавшей жалобу в антимонопольное ведомство.
Google считает, что претензии в его адрес необоснованны. Во время первых слушаний дела в 2011 году исполнительный директор Google Эрик Шмидт пытался доказать, что поисковая система выдает результаты на основе рейтингов популярных запросов и её успех основан на инновациях, а не на блокировании конкурентов. «Наша задача состоит в том, чтобы пользователь получал наиболее актуальные ответы на запросы. И это вовсе не означает, что любая компания может оказаться в первых результатах поиска».
В корпорации утверждают, что продвигать только собственные продукты ей невыгодно: они и так пользуются популярностью. К тому же большую часть доходов корпорации приносит реклама, а конкуренты включены в список ее возможных рекламодателей.
Будет ли Google в случае добровольного урегулирования конфликта с Федеральной торговой комиссией США выплачивать ущерб, который она нанесла конкурентам, неизвестно. «Очень важно, чтобы условия любого согласованного урегулирования включали меры по быстрому возмещению ранее нанесенного ущерба», — признает адвокат ICOMP Дэвид Вуд.
Кроме американского антимонопольного ведомства аналогичные претензии к Google выдвинули европейские регуляторы. По оценке Еврокомиссии, услугами Google пользуются 95% клиентов европейского рынка онлайнового поиска, в то время как суммарная доля охвата рынка поисковиками Microsoft Bing и поисковым сайтом Yahoo!, с которым Microsoft связывают партнерские отношения, составляет лишь 25%.