Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании в четверг отклонил поправку в Бюджетный кодекс, принятую в первом чтении в июле этого года.
Тогда правительство предложило ввести так называемое бюджетное правило, в соответствии с которым нормативная величина Резервного фонда должна составлять 7% ВВП. Ко второму чтению депутаты предложили снизить норматив с 7% до 5%. Российская экономика требует дополнительных финансовых вливаний сверх тех, что закреплены в бюджете, и поэтому можно пойти на снижение наполнения Резервного фонда, мотивировали такую поправку ее авторы — глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и вице-спикер Госдумы Александр Жуков.
Депутаты заручились поддержкой министра экономического развития Андрея Белоусова. Жесткая бюджетная политика повредит экономическому росту, считает Белоусов. По его подсчетам, бюджетное правило и сокращение расходов с нынешних 25% ВВП до 19% ВВП к 2015 году обойдется России в один процентный пункт роста ежегодно. Без средств Резервного фонда невозможно решить проблему ремонта и строительства новых дорог, запустить инфраструктурные проекты, не раз говорил Белоусов, в последний раз на конференции «Ведомостей» во вторник.
«Мы считаем, что имеет смысл эту границу делать в размере 5%», — настаивал на заседании комитета в четверг Макаров.
Приглашенный на заседание комитета замминистра финансов Алексей Лавров возразил, что наполнение Резервного фонда именно до 7% ВВП обосновано. А поводу дополнительных расходов, в которых нуждается экономика, он пояснил, что увеличивать их можно «только в случае поступления дополнительных ненефтегазовых доходов или дополнительных источников от приватизации».
Лавров напомнил, что данный принцип применялся и раньше при распределении дополнительных доходов, однако официально он нигде прописан не был. Теперь это будет закреплено в бюджетном правиле.
Дополнительные расходы правительство имеет право увеличить только за счет прироста ненефтегазовых доходов, подчеркнул представитель ведомства. «А нефтегазовые идут в Резервный фонд или на сокращение дефицита», — пояснил Лавров.
Макаров на это заявил, что в таком случае правительство принимает на себя ответственность за сохранение лимита в 7% ВВП.
Вопрос о Резервном фонде и выделении денег на инфраструктурные проекты на заседании Совета федерации 28 ноября поднимал и сенатор от Тверской области Владимир Петров, в 1990-е годы занимавший должность замминистра финансов. Он предложил
докапитализировать Резервный фонд средствами из Фонда национального благосостояния (ФНБ), то есть направив туда 2,5% ВВП. Таким образом, размер Резервного фонда достигнет требуемых 7% ВВП, а ФНБ можно будет тратить на крупные инфраструктурные проекты, рассуждал сенатор.
Министр финансов Антон Силуанов в ответ попросил сенаторов ответить на вопрос, «а не хитрим ли мы сами перед собой». По словам министра, до кризиса в Резервном фонде и ФНБ было 16% ВВП, из них 7% были «проедены». Силуанов также считает, что в инфраструктурные проекты должны вкладываться пенсионные фонды, ПИФы, инвесткомпании.
«Бюджет разорвет, если все это финансировать», — подчеркнул министр.
Бюджетное правило будет применяться впервые с 2013 года и основано на использовании не прогнозной ($97 за баррель), а средней цены на нефть за пятилетний период — $91 за баррель. Если нефть будет стоить выше $91, то сверхдоход от ее продажи пойдет на пополнение Резервного фонда до достижения им нормативной величины 7% ВВП. Цель введения нового правила — снижение зависимости от нефтегазовых доходов, предупреждал Силуанов. «Правило» поможет преодолеть «возможные турбулентности» в мировой экономике и сократить нефтегазовый дефицит бюджета с нынешних 10,7% ВВП до 8,4% ВВП в 2015 году.
Но в этом случае зависимость бюджета от нефти сохранится, признавал министр финансов: в 2013 году бюджет балансируется при цене нефти $105 за баррель, тогда как до кризиса 2008 года бюджет был бездефицитным при $25—30 за баррель. Нынешняя подушка безопасности российского бюджета скромнее, чем в большинстве стран — экспортеров нефти: нефтедолларовые резервы Саудовской Аравии — 80% ВВП, Норвегии — 130% ВВП, ОАЭ — 162% ВВП.
Прогнозируемый объем ВВП на 2013 год — 66,5 трлн рублей. Если наполнять его на 7% ВВП, потребуется 4,7 трлн руб., если на 5% — то, соответственно, 3,3 трлн руб., подсчитал руководитель практики госконсалтинга компании SBS-consulting Алексей Калинин. Сейчас в Резервном фонде уже 2 трлн руб. То есть для выполнения норматива, предложенного Минфином, из экономики придется изъять и заморозить еще около 3 трлн руб.
«Это немалые средства, которые могли бы пойти и на индексацию зарплат бюджетникам, как и обещал президент, и на инфраструктурные проекты, как мечтает Минэкономразвития, хватило бы, но переписывать бюджетное правило власти, скорее всего, не будут. Очень опасно направлять дополнительные доходы на текущие расходы», — говорит Калинин. Это все равно что если бы бомж нашел на улице бумажник и ужинал в ресторане. Вместо того чтобы купить себе штаны или заплатить за ночлег, иронизирует эксперт.
Спор между «экономистами», выступающими за стимулирование экономического роста, и «финансистами», которые предпочитают копить на «черный день», из разряда вечных и достижение разумного компромисса задача не из легких, отмечает Александр Веренков, старший партнер BDO в России.
Но в любом случае введение бюджетного правила — это первый шаг к созданию прозрачного, понятного и контролируемого механизма исполнения бюджета с четким обозначением ответственности конкретных лиц. «Чтобы не получилось как с ГЛОНАСС и некоторыми другими масштабными проектами. Вроде бы все просчитали, деньги вложили — а на выходе что?» — говорит Веренков.