Конфликтующие акционеры «Норникеля» — «Русал» Олега Дерипаски (владеет около 25 % акций ГМК) и «Интеррос» Владимира Потанина (владеет 28% бумаг) договорились о подписании нового акционерного соглашения. Над ним работали почти весь вчерашний день вплоть до ночи, рассказывает источник, близкий к переговорам.
Рано утром во вторник «Русал» выпустил сообщение на бирже в Гонконге. Алюминиевый холдинг заявил, что одобрил предложение «Интерроса» «о заключении соглашения, касающегося «улучшения корпоративного управления в ГМК «Норникель» и повышения прозрачности компании», «максимизации стоимости для акционеров и урегулирования разногласий».
Согласно договоренностям, Потанин станет гендиректором «Норникеля», а Владимир Стржалковский, вызывавший недовольство «Русала», покинет этот пост. Кроме того, в споре двух акционеров появится третья сторона — Millhouse Романа Абрамовича, который купит 7,3% квазиказначейских (находящихся на балансе у «дочек» компании) акций ГМК, рыночная стоимость которых — около $2 млрд. Все остальные квазиказначейские акции (около 10%) будут погашены «Норникелем».
После этого, «Интеррос», «Русал» и Millhouse создадут специальный траст, куда будут отданы равные части их долей — около 7,3% бумаг, с тем чтобы в совокупности Абрамович мог управлять 22% акций, выступая в качестве арбитра.
Акционеры не имеют право продавать большую часть своих акции в течение пяти лет. Каждая из трех сторон имеет право наложить запрет на продажу акций «Норникеля» другим участником соглашения. Будут приостановлены все судебные разбирательства с участием «Интерроса», «Русала» и «Норникеля», в том числе процессы в Лондоне и в Красноярске. Акционеры договорились в кратчайшие сроки созвать внеочередное общее собрание акционеров ГМК, на котором предполагается избрать «сбалансированный совет директоров компании» в состав которого войдет равное количество представителей «Интерроса» и «Русала», будут избраны представители Millhouse и три независимых директора. В сообщении «Русала» для биржи первоначально фигурировали два независимых и три кандидата Абрамовича.
Председателем совета директоров должен быть избран независимый директор, согласованный сторонами. Кандидата на этот пост «Русал» и «Интеррос» не называют. Источники утверждают, что кандидат является «новым человеком» в «Норникеле», это не иностранец. Согласно корпоративным процедурам совет директоров объявляется за 5 дней до проведения, пока соответствующего объявления не было. В ГМК отказались от комментариев.
Документ также предусматривает введение новой фиксированной дивидендной политики на 2012, 2013, 2014 годы — пункт увеличения дивидендов изначально не вызывал споров у обоих участников соглашения. Обсуждается введение дивидендной политики по новой сложной схеме, отмечает источник, близкий к одной из компаний. Дивиденды могут составить до 50% чистой прибыли.
Кроме того, на внеочередном общем собрании акционеров должны быть внесены изменения в устав компании, которые позволят провести консолидацию группы «Норильский никель», а также другие действия по оптимизации корпоративного управления в ГМК.
В случае нарушения соглашения у виновника будет выкуплено 7,5% акций с дисконтом к рынку в 25%, или 1,9% акций за 1 доллар.
Информация об активизации переговоров начала поступать в октябре, после того как Дерипаска и Потанин поочередно встретились с премьером Дмитрием Медведевым, в ходе визитов обсуждался в том числе акционерный конфликт. А десять дней назад, после встречи Потанина и президента Владимира Путина, возможные договоренности стали обрисовываться яснее.
«В Кремле не хотели продолжения судов в Лондоне (в начале декабря должно было стартовать разбирательство встречных исков «Интерроса» и «Русала». — «Газета.Ru»), особенно после громких разбирательств Бориса Березовского и Абрамовича, а также закончившегося мировой суд между Дерипаской и его экс-бизнес-партнером Михаилом Черным», — рассказывает источник в одной из конфликтующих компаний.
Источник, знакомый с ситуацией, полагает, что Абрамовича могли привлечь к участию в разрешении конфликта власти. Другой источник, близкий к «Русалу», указывает, что Абрамович очень устраивает в качестве арбитра, источник в «Интерросе» называет его «компромиссной фигурой». Однако не все акционеры «Норникеля» оказались довольны достигнутыми договренностями. «Сегодняшнее соглашение было достигнуто келейно, мы не участвовали в его обсуждении. Высказать свое мнение о принятых решениях, мы сможем, когда будем владеть полной информацией о достигнутых договоренностях. Главным критерием оценки соглашения будет работа «Норильского Никеля» в интересах всех, без исключения, акционеров. Пока я не уверен, что этот принцип не будет нарушен и в это раз», — говорится в комментарии владельца 4% бумаг ГМК Алишера Усманова, переданном «Газете.Ru» через его представителя.
Это не первая попытка подписания акционерного соглашения между конфликтующими сторонами. В 2008 году Дерипаска и Потанин уже договаривались о примирении, однако долго оно не продлилось. Спустя год бизнесмены начали обвинять друг друга в нарушении соглашений и подавать иски в международные суды, в том числе в лондонский арбитраж. «Соглашение тогда было подписано в формате джентельменского и регулировалось британским правом. Если бы соглашение регулировалось российским правом, оно могло бы спровоцировать иски миноритариев по факту сговора акционеров», — объяснял ранее «Газете.Ru» осведомленный источник.
После этого для разрешения конфликтной ситуации «Норникель» и «Интеррос» неоднократно предлагали «Русалу» выкупить его долю или ее большую часть, но всегда получали отказ. После очередного отказа Дерипаски в начале 2011 года продать 20% акций ГМК за $12,8 млрд разгорелся конфликт уже среди акционеров «Русала», которые поддержали оферту. Тогда за ее принятие выступили Виктор Вексельберг и Михаил Прохоров.
Впрочем, аналитики полагают, что новое соглашение может просуществовать дольше. «С учетом того, что в этот раз соглашение прописано с санкции властей, высока вероятность, что оно будет лучше соблюдаться», — считает Олег Петропавловский из БКС. Но многое будет зависеть от того, какую роль будет играть Абрамович в качестве «третейского судьи», считают аналитики.
«Соглашение больше на руку «Русалу»: «Интеррос» ухудшил позиции и теряет часть контроля над компанией. Зато обе стороны получают более высокие дивиденды, и, кроме того, принятие оперативных решений по компании может упроститься», — резюмирует Петропавловский.