Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов направил письмо мэру Москвы Сергею Собянину, в котором раскритиковал проект постановления «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций», а также предложил доработать правила.
По мнению омбудсмена, проект противоречит Конституции, некоторым федеральным законам, в числе которых закон «О рекламе», «О защите конкуренции», «О развитии малого и среднего предпринимательства», а также правилам применения дорожных знаков и шести ГОСТам.
7 сентября 2012 года департамент СМИ и рекламы опубликовал проект правил установки и эксплуатации рекламных конструкций. Согласно проекту город разделили на 14 зон, в каждой из которых можно размещать только строго оговоренные форматы наружной рекламы, к примеру на территории Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, Музея-усадьбы «Коломенское» можно размещать только афишные тумбы. А высокотехнологичные конструкции, которыми в основном занимаются представители малого и среднего бизнеса, размером 2,4х1,8 м можно размещать только в пределах Садового кольца. Получить же разрешение можно только по результатам аукциона, который организует правительство Москвы.
Если документ утвердят, он будет способствовать коррупции, уверен Титов.
«Принятие на региональном уровне нормативного правового акта, как за пределами компетенции, так и в нарушение требований федерального закона, является коррупциогенным фактором, определяемым как чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества», — говорится в экспертизе правил, проведенной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, которую цитирует Титов.
Проект правил разработан с учетом конкретных заинтересованных лиц и будет способствовать монополии на рынке, уверен омбудсмен.
«Согласно заключению, есть основания полагать, что очевидные правовые пробелы в проекте правил служат интересам конкретных заинтересованных групп, имеют коммерческую направленность и допущены в целях передела рынка наружной рекламы Москвы в пользу крупных, в том числе иностранных медиахолдингов, что неминуемо приведет к монополизации рынка наружной рекламы», — пишет омбудсмен в письме Собянину.
Вопросы экспертов, в частности, вызвал запрет на размещение в Москве рекламных конструкций, которые востребованы среди небольших операторов наружной рекламы: это щитовые установки малого или городского формата (до 4,5 кв. м включительно), панели-кронштейны, электронные табло, наружная реклама, размещаемая на застекленных или иных плоскостях кабин таксофонов, уличных туалетов, киосков, павильонов подземных переходов и других носителях.
«Дифференцированные требования создадут возможность противоречивой правоприменительной практики, что приведет к нарушению конституционного принципа стабильности и будет способствовать созданию необоснованного преимущества для крупных игроков рекламного рынка — медиахолдингов», — отмечается в материалах экспертизы.
В московском проекте правил также не прописана процедура заключения договоров на установку рекламных конструкций, перечисляют аналитики Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
«Неопределенность правового статуса может привести к ее произвольным изменениям неопределенным кругом лиц», — сетует Титов. Для снижения коррупционных рисков автор письма предлагает установить в проекте правил утверждение «Схемы размещения рекламных конструкций» распорядительным актом правительства Москвы на фиксированный срок.
Пресс-секретарь департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев затруднился оперативно предоставить письменный комментарий, а обсуждать письмо Титова по телефону отказался. Но ранее Черников подчеркивал, что новые правила призваны устранить пробелы в госрегулировании московского рынка рекламы, на котором 60% конструкций в пределах Третьего транспортного кольца размещались незаконно.
«Представители малого и среднего бизнеса уже пытались повлиять на этот проект правил, но предложения остались в стороне. Получается, что у нас нет возможности работать через общественные организации, которые создавались специально для того, чтобы избегать подобных проблем, — говорит председатель рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате Ирина Матысяк. — Обращение к уполномоченному омбудсмену – это более конструктивный шаг, чем митинги, которые проходили потому, что люди были доведены до определенного психологического состояния текущей ситуацией».